Чего не стоит говорить в суде: 10 типичных ошибок юристов
Говорить по сути, не задавать лишних вопросов, не ссориться с оппонентами, иметь надлежащий вид. И главное — хорошо подготовиться к процессу.
Как вести себя в зале суда, чтобы не навредить клиенту, какие юристы вызывают наибольшее уважение у судей и какие фразы ни в коем случае не должны произноситься в ходе заседания, — несколько советов, которые будут полезны как молодым юристам, так и интересными тем, кто более опытен в ведении судебных дел.
Какого поведения, фраз или поступков лучше избегать в судебном заседании?
1. Ненадлежащий вид
Мы говорим не только словами, но и всем своим видом. По нему, как известно, встречают. Поэтому прежде всего адвокатам нельзя приходить в суд помятыми и неопрятными, одетыми, как на пляж, горнолыжный курорт или в ночной клуб. Это не только недопустимый моветон и нарушение правил профессиональной этики, но и выразительный сигнал не воспринимать серьезно такого адвоката и все, что он скажет.
2. Неуместны вопрос
Нужно помнить золотое правило: не задавайте вопросы, если не уверены в содержании ответа, который получите. Это важная составляющая священной заповеди «не навреди».
3. «Прошу отложить судебное заседание, поскольку было недостаточно времени для подготовки к процессу»
Нельзя быть не готовым к процессу, а тем более говорить об этом. Подобная неготовность сразу бросается в глаза, характеризует юриста с непрофессиональной стороны, резко снижает уровень доверия как со стороны клиента, так и со стороны других участников процесса. Публичные утверждения о неготовности к процессу, просьба отложить заседание на этом основании всегда вызывают резкую реакцию у судей, других участников процесса, которые при планировании своего рабочего графика исходят из того, что их коллеги не могут подвести и сорвать заседание.
Готовьтесь, готовьтесь и еще раз готовьтесь. Тщательно изучайте материалы дела, выписывайте ключевые доказательства, составляйте перечень вопросов для каждого свидетеля. Какой бы ни были скорость вашей реакции на происходящее в судебном заседании, и общий теоретический уровень, без подготовки к конкретному процессу не обойтись.
Методы подготовки могут быть разными и зависят от индивидуальных особенностей каждого юриста. Кто-то любит выписывать отдельные тезисы своих выступлений, кто-то пишет выступления полностью, кто-то держит все в голове. Но в любом случае ни один юрист, который именует себя профессионалом, не может проявить неподготовленность к процессу.
4. Переходить на «личности»
Нельзя проявлять неуважение к суду и оппонентам, переходить в споре на «личности», использовать любые выражения, унижающие честь и достоинство другого лица. Этим, казалось бы, основным правилом отдельные юристы пренебрегают, считая, что в процессуальном споре допустимы любые аргументы. В то же время забывая, что личные обиды, как минимум, показывают слабость вашей позиции, это значит, что других аргументов у вас не осталось.
Проявляйте честь и достоинство, присущие профессии. Уверенно выдерживайте и отстаивайте свою процессуальную позицию, не опускаясь до ссор, скандалов, криков, оскорблений других участников процесса. Вести себя уважительно по отношению к суду и оппонентам, вселять в них уважение как к вам, так и к позиции, что вы отстаиваете, никогда не забывая, что в дальнейшем любой участник процесса и даже судья может стать вашим клиентом.
5. «Как я вам уже сказал …»
Да, иногда судья ставит вопрос и уточнения по обстоятельствам, уже освещенным юристом. Могут быть разные причины, зависящие как от юриста (недостаточно четко объяснил), так и от судьи (не услышал, не понял, забыл).
Задача юриста — не демонстрировать судье свое преимущество и «ошибки» судьи, а донести позицию клиента так, чтобы судья не только понял, но и запомнил.
6. Перебивать судью
Юристу может показаться, что он уже понял вопрос, и может начать отвечать, не дослушав судью. Иногда бывает, что вопрос суда сложное, и юрист, перебивая, неосознанно надеется его избежать.
Следует внимательно и спокойно дослушать судью до конца — даже если вопросы или замечания растянулись на несколько минут. Ответить по возможности четко и кратко. Для этого при подготовке к заседанию необходимо продумать, о чем может спросить суд.
Эффективным приемом является «двустороннее признание» — когда негативные вещи имеют обратные положительные преимущества (как пример с рекламой — «наш ресторан маленький, зато уютный»). Если речь идет о замечаниях суда, с которым юрист не согласен, начинать лучше со слов «да, и …» и далее переходить к опровержению. В таком случае не возникнет напряжения и конфликта между юристом и судьей.
Не стоит преуменьшать достоинство судьи и его значение в процессе, даже если он / она не правы. Судья — главный дирижер процесса, и юристу полезно это помнить.
7. Читать с листа или учить наизусть
Не стоит ни читать с листа, ни учить наизусть. Первый вариант скучный, второй — неубедителен.
Готовьте тезисы или скелет выступления как шпаргалку, но не более. Чем оживленнее будет ваше выступление, тем более убедительным. Лучше повторить позицию другими словами, которые будут легче восприниматься данным судьей исходя из его психологии.
8. Повторять основные положения
Не стоит повторять более двух раз даже основополагающие тезисы своего выступления. Основные тезисы и мысли, которые вы хотите донести суду, все равно должны быть в письменном виде приобщены к делу (заявления, свидетельства, ходатайства и т. д.). Если какие-то моменты остались непонятными, их уточнят или переспросят.
9. Недооценивать своих процессуальных оппонентов
Думать о них пренебрежительно, а тем более говорить об этом в судебном заседании, также крайне непрофессионально. Недооценка процессуального оппонента, недостаточное прогнозирование его доказательств ведет к поражению, так как рано или поздно вы окажетесь не готовы к ответу на внезапно использованный противником аргумент.
Всегда исходите из того, что ваш процессуальный оппонент умнее вас, старайтесь оценивать доказательства не только со своей позиции, но и с позиции противоположной стороны. В процессе подготовки к заседанию следует в какой-то момент постараться начать думать, как процессуальный оппонент, поставить себя на его место, придумать за него все аргументы и эти же аргументы уже от себя разбить.
10. Сторониться представителей другой стороны
Не стоит сторониться представителей противоположной стороны — знакомьтесь с ними, вступайте в контакт, хотя бы пока ждете начала слушания в коридоре суда. Они не ваши враги, они — такие же юристы, как вы, которые выполняют свою работу. Во-первых, это поможет снять атмосферу агрессии в зале суда, что однозначно будет оценено судьями. Во-вторых, оппоненты могут рассказать вам много интересного и полезного для вашей позиции по делу.
По материалам:Право.ру