Выживший в юрмире: 4 стадии построения бизнеса, которые выдержит не каждый юрист
Далеко не каждому талантливому юристу под силу создать успешную юридическую компанию. А все потому, что на пути к построению желаемого бизнеса собственника ожидает масса малоприятных задач. О них и поговорим.
Но для начала опустим индивидуальные подробности: вашу экспертизу, глубину знаний, обучение и количество кейсов, которыми вы гордитесь.
Герой этого материала – собирательный образ гордого и амбициозного адвоката, решившего уйти из крупной юридической компании, чтобы построить собственную. Все совпадения с реальными представителями юридического рынка случайны, а все персонажи вымышлены.
Стадия 1. Яркое начало
Наконец-то ярмо под названием «найм» сброшено. Теперь не придется делить свой гонорар с неповоротливым, непонимающим, понтующимся (здесь нужно выбирать то, что вам ближе) управляющим или старшим партнером.
Задача кажется легче простого: организовать себя, работать с клиентами, которые нравятся, заниматься любимой профессией.
И вот, ты объявил в своей соцсети о начале работы самостоятельно или об открытии адвокатское бюро. К посту, последовав лучшим традициям, не забыл добавить фото на фоне персональной библиотеки или же за столом в обнимку с Фемидой. Или же в жажде выгодно отличаться в ленте сделал снимок на фоне дорогой машины или вертолета. Клиенты платят первые гонорары, доход по сравнению с ранее получаемой заработной платой увеличился. Расходов практически нет, ведь ты работаешь дома или в коворкинге. Твоя лента в фб наполнена постами на фоне таблички суда с описанием очередного выигранного дела. Это успех. Количество клиентов растет параллельно с твоими амбициями, и ты начинаешь понимать, что пора увеличивать команду, чтобы зарабатывать больше.
Стадия 2. Органический рост и первые грабли
Ты нанимаешь первых сотрудников. Или же пригласил в партнерство своих знакомых, арендовал офис, создал сайт, напечатал визитки с логотипом, нанял секретаря. Но вот незадача: теперь твой опыт и знания (а именно – защита клиентов в суде и написание качественных юридических документов) отходят на второй план. Собственное дело отныне нуждается в маркетинге, продажах, процессах и в качественном операционном управлении. Одним словом, в управленце. Который сможет выстраивать стратегию развития, бизнес-процессы, организовывать работу персонала и продавать собственные услуги.
И тут нависает проблема: тебя, новоиспеченного управленца, всему этому не учили ни в ВУЗе, ни нерадивый босс на прошлой работе. Кажется, в твоей компании появился сотрудник, который не соответствует квалификационным требованиям и занимаемой должности. Но ты ведь об этом все равно никому не скажешь. Вместо этого – начнешь суетливо обучаться всему тому, что нужно бизнесу. А параллельно расширяешь команду и начинаешь еще больше работать. И снова все отлично: в твоей команде уже работает более 10-ти человек.
Неприятный факт обнаружится в годовом отчете. Оказывается, обороты бизнеса выросли, а вот твой личный доход все еще на прежнем уровне. Остальные деньги ушли на аренду офиса, в фонд оплаты труда команды и переживание локдауна. Тебя начинают «подтачивать» мысли: а может, ну его, этот офис, команду?.. Может, лучше присоединиться к именитой компании на зарплату? Или же снова работать только на себя, оставив одного или двух любимых клиентов? В одном из таких внутренних монологов ты признаешься себе, что желаешь быть несломленным. И продолжаешь строить великую компанию.
Стадия 3. Масштабирование
Ты переезжаешь в большой красивый офис в центре города, открываешь несколько практик, твои самые амбициозные и талантливые юристы становятся партнерами, а штат пополняется PR–специалистом и бухгалтером. Поздравляю, ты в «Бронзовой лиге» ведущих юридических фирм, а может, и в «50 ведущих юридических фирм Украины».
Но ты стал замечать, что количество жалоб от клиентов увеличилось. И твоя, казалось бы, безупречная команда выполняет работу хуже. Успешный создатель фирмы, замечаешь, что практически все свое время решаешь вереницу непрекращающихся проблем и организовываешь работу других. Вдобавок к этому из-за неправильного управления финансами ты впервые узнаешь, что такое кассовый разрыв. Есть риск, что в этом году твоя семья не полетит на заслуженный отдых. К слову, ты заметил, что практически перестал заниматься юридической работой, ведь наличие большого бизнеса снова требует освоить новые навыки? Кажется, на данном этапе самое время искать СЕО или операционного директора.
Стадия 4. Принятие
Твои корпоративные принципы начинают трансформироваться. Сначала ты набирал «сказочников», с которыми весело и приятно работать. Но спустя заметив, как ФОТ раздувается, а прибыль уменьшается, ты поддашься искушению обвинить во всем диджитал-маркетолога, который плохо сверстал сайт, потом PR-менеджера и SMM-щика за размещения не тех постов в соцсетях и материалов в СМИ. Но больше всего от тебя перепадет утопающим в дедлайнах юристам. Тем временем клиенты продолжают жаловаться. В один из вечеров, с грустью просматривая свои доходы, ты обретешь важный инсайт: нужно нанимать профессионалов в своей сфере и перестать указывать, что им делать.
И тогда твой финансовый директор научит тебя различать PL от Cash Flow и расскажет, что нельзя считать остатки на счетах своим заработком. А операционный директор, человек системы, перестанет вызывать раздражение и негодование, прописывая стандарты и заставляя тебя же работать по ним. В какой-то момент ты осознаешь ценность работы и управления людьми, которые могут отличаться от тебя, а в некоторых сферах даже превосходить. Научишься доверять и делегировать. А твоя компания с каждым годом будет все ближе к топовым позициям самых уважаемых профессиональных рейтингов.
Вместо вывода хотелось бы напомнить, что построение собственного бизнеса – это путь постоянного обучения и личностных изменений. И если вы категорически не готовы менять себя и обучаться, задумайтесь, не лучше ли быть просто хорошим юристом?
Редакция может не разделять мнение автора в разделе «блоги».