ЕСПЧ: Отсутствие эмпатии — одно из условий лишения родительских прав
Поскольку понимание потребностей ребенка было ограниченным, а также не было эмоциональной связи между матерью и ребенком, лишение родительских прав в таком случае соответствовало конвенционным гарантиям.
Пресс-релиз решения по делу «С.С. против Словении» (№ 40938/16) обнародован на сайте Европейского суда по правам человека, передает информационный ресурс «ECHR.Ukrainian Aspect».
С.С., которая страдала от параноидальной шизофрении, родила четвертого ребенка (еще два находились в приемной семье, один — в отца).
Через месяц после рождения заявитель оставила ребенка с бабушкой и поехала за границу. Ни бабушка, ни отец не хотели заботиться об этом ребенке и органы власти считали, что от нее отказались. Ее разместили в приемной семье и в конечном итоге усыновили.
Разрешение на усыновление было предоставлено после производства, открытого органами социального обеспечения, которые указали на то, что в наилучших интересах ребенка было лишение матери родительских прав. Суды основывали свое решение, в частности, на отчете психолога, который пришел к выводу, что, несмотря на лечение ее психологических заболеваний в С.С. не было реальной возможности ухаживать за дочерью. Ее понимание потребностей ребенка было ограниченным и не было эмоциональной связи между матерью и ребенком.
После усыновления суды в конечном итоге отклонили заявление С.С. по контакта с ребенком, так как контакт был бы травматическим для ребенка учитывая отсутствие эмпатии в С.С. и негативное отношение последней к приемным родителям.
Ссылаясь на статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Коненции о защите прав человека и основных свобод, С.С. пожаловалась в Европейский суд по правам человека. Свою позицию она аргументировала тем, что лишение ее родительских прав было крайним средством, следствием чего явилось полное расторжение ее связей с дочерью.
Впрочем, ЕСПЧ констатировал отсутствие нарушения Конвенции в этом случае.
С текстом пресс-релиза решение по делу «С.С. против Словении »(№ 40938/16) в переводе президента Союза адвокатов Украины Александра Дроздова и директора АБ« Дроздова и партнеры »Елены Дроздовой можно ознакомиться по ссылке.