Юрист 2020: как изменится профессия
Каким будет юрист через несколько лет и к чему специалистам юррынка лучше готовиться уже сейчас, чтобы не «выпасть» из профессии.
The Law Society, ассоциация солиситоров Англии и Уэльса, сделала анализ, посвященный будущему юридической профессии. Так, в ближайшем будущем всех участников юррынка ожидают глобальные перемены. О них чуть ниже.
Искусственный интеллект
Научить программу понимать человеческий язык договоров – именно эта простая идея стоит за старт-апом Leverton. Берлинский разработчик придумал софт, который не просто читает, но и правильно трактует запутанные правовые тексты, помогая юристам компаний находить ответы на запутанные вопросы в считанные секунды. Например, такой: кто платит, владелец или страховщик, если компания приобрела торговый центр, а через три дня в нем из-за снега обрушилась крыша? Раньше, чтобы ответить на этот вопрос, инхаус-юристу пришлось бы потратить несколько часов и перечитать сотни страниц договора. Leverton, распознающий 18 языков, справляется с этой задачей за секунды. Искусственный интеллект программы обучается с каждым новым документом, выявляет задвоения и ошибки, готовит отчеты обо всех условиях соглашения, что выводит экономию ресурсов больших массивов данных на новый уровень.
Новые технологии – один из главных факторов, меняющий профессию юриста. Но далеко не единственный из тех, что изменят юридическую профессию в ближайшие пять лет. Британские исследователи, опубликовавшие доклад «Будущее юридической профессии», обнаружили еще четыре драйвера, с которыми предстоит столкнуться всем, кто занят в юридической отрасли. Кризис требует от всех более качественных услуг за те же деньги. Конкуренция растет, инхаус-юристы и консультанты задумываются, как сэкономить, не потеряв старых клиентов, и увеличить объемы на меняющемся рынке. А для этого нужно держать руку на пульсе и шире смотреть на вещи, не упуская из виду путь развития профессии, советуют эксперты. Каков бы ни был вектор развития, на него повлияют:
- деловая среда,
- способ приобретения юридических услуг клиентами,
- технологические инновации,
- приход новых участников на рынок и новые виды конкуренции,
- политические решения, в том числе увеличивающие доступность правосудия.
Кто выиграл и кто проиграл от трансформации
Докладчики выделили главных профитирующих от этих стремительных изменений: это британский и американский бизнес, который выиграл за счет глобализации. Однако сегодня рост на западных рынках в значительной степени создают компании из развивающихся стран, в числе которых Китай или Индия. Вслед за бизнесом придут и юристы, опасаются в Великобритании, однако быстрого поворота к национальным фирмам и оттока работы от международных компаний не ожидают. В лучшем случае влияние соседей компании почувствуют к 2022 году – и то при сохранении экспансии бизнеса, что сомнительно в нынешней экономической ситуации, а также при том, что “правовые системы расширяющих влияние стран приблизятся к западной модели”. Пока же этого не произошло, всерьез опасаться конкуренции со стороны зарубежных компаний не стоит, уверены в Соединенном Королевстве.
За что будут платить клиенты
Бизнес пытается получить юруслуги лучшего качества за меньшие деньги и требует фиксированных цен и большей прозрачности ценообразования. Ситуация, при которой клиент диктует условия, сохранится, уверены британские исследователи – и речь не только о ценовой политике. Крайне важным становится умение продать услугу клиенту. Сегодняшние клиенты приходят к компаниям не теми проторенными дорожками, которыми пользовались их предшественники. Если еще совсем недавно потенциальные клиенты предпочитали погуглить необходимую информацию, касающуюся их вопроса и возможного источника помощи, то сегодня все больше запросов компании получают благодаря Фейсбук, где заказчики и предпочитают узнавать информацию.
К 2020 году клиенты захотят получать не просто квалифицированную услугу – они будут платить за персонализированный и прозрачный сервис, готовый подстроиться под их нужды, признают авторы доклада. Акцент сместился на нужды клиента не сегодня, но через пять лет в условиях роста конкуренции, прогнозируемом на юррынке, тенденция только усилится, уверены они. Сохранить конкурентоспособность поможет только понимание клиентского запроса, предупреждают эксперты, а о том, как именно не терять связь с клиентом, многие озаботились уже сейчас. Изучить «своего» клиента помогают современные системы CRM (от англ. Customer Relationship Management – система управления взаимоотношениями с клиентами – ред.).
Немалую роль сыграет и умение юрфирмы привлечь внимание – на фоне увеличения числа тех, кто оказывает юридические услуги; клиентам, даже достаточно знающим, все сложнее определиться, к кому именно обратиться за помощью должного качества по подходящей цене. Без продуманной маркетинговой стратегии удержаться на плаву компаниям будет нелегко.
Big data, онлайн-правосудие и сбор данных
Технический прогресс существенно повлияет на рынок в ближайшие годы, уверены в Великобритании. Выиграют те, кто сможет себе позволить воспользоваться его плодами – остальные же рискуют остаться за бортом. В целом же охватывающая юррынок тотальная автоматизация пойдет на пользу и компаниям, и их клиентам. Благодаря технологиям, в числе которых big data, онлайн-правосудие, а также совершенствующийся анализ законодательства или сбор данных для судебного процесса, в ближайшем будущем увеличится доступность правосудия и сократится стоимость юруслуг, отмечают британские эксперты.