В Украине начали действовать новые правила оформления ДТП
В Украине с 12 июня оформление материалов о дорожно-транспортных происшествиях и нарушениях Правил дорожного движения проводится по новым правилам.
Приказом МВД №318 внесены изменения в соответствующие Инструкции, а также регулируется порядок внесения данных о правонарушениях в системе автоматизированного учета.
С одной стороны, это упростит доступ к материалам для водителей, но с другой стороны, увеличивается пространство для манипуляций со стороны полицейских, отмечают правозащитники.
Что изменилось?
Прежде всего, патрульные теперь обязаны позволить участникам аварии снять копию схемы ДТП непосредственно на месте. Ранее такие действия оставались на усмотрение инспекторов. В случае отказа, участники ДТП должны были обратиться в полицию с заявлением о выдаче бумажной копии схемы.
Также участникам ДТП теперь разрешено фотографировать место аварии.
Кроме того, в случае отказа предполагаемого правонарушителя (водителя, пешехода, велосипедиста) подписывать протокол о нарушении Правил дорожного движения, такой документ больше не нужно заверять подписями двух свидетелей. В нем достаточно сделать отметку об отказе.
Также полицейские обязаны вести учет бланков протоколов и постановлений по админделам. В течение трех дней после составления протокола (за вождение в нетрезвом состоянии — в течение суток) нужно внести материалы по админделу в базу данных (было — 5 дней для всех) и в течение 10 дней направить их в суд (ранее — в течение месяца).
Теперь материалы об админнарушении будут храниться 3 года (вместо года, как было до этого), а вот фото- и видеоматериалы должны быть сохранены только месяц, а не три, как раньше. Но по требованию водителя этот срок могут продлить.
Вместе с тем, есть несколько спорных моментов, на которые обратили внимание правозащитники.
Как сообщает издание UBR, больше всего вопросов вызывает именно норма о необязательности привлечения свидетелей.
Если раньше водитель отказался подписать протокол об административных правонарушениях, то такой отказ должны были подтвердить своими подписями двое свидетелей. Сейчас же эту норму отменили.
Фактически полицейский может даже не вручать протокол, не разъяснять водителю его права. В конце концов, автомобилист вообще может не знать, что в отношении него составляется протокол, говорят юристы.
Это дает почву для злоупотреблений. Предположим, остановили водителя за малозначительностью повода или без повода, запомнили данные. Водитель поехал дальше, а в это время полицейские составили протокол, скажем, по 130 статье КоАП (управление транспортными средствами в нетрезвом виде) за отказ от освидетельствования, якобы он отказался протокол подписывать. Свидетелей не надо. Последствия представить нетрудно, — обратил внимание адвокат Вадим Володарский.
Кроме этого, в комментарии для газеты «Сегодня», адвокат отметил, что депутаты хотят ввести уголовную, а не административную ответственность за пьянство за рулем. На днях законопроект об этом был принят в первом чтении. Вадим Володарский напомнил, что такая практика недолго была в СССР в 1980-е годы, но от нее отказались из-за невозможности наказать по закону пьяных «преступников» и перегруженности судов, что, как следствие, образовалась.
В случае принятия такой нормы, проверка на трезвость будет подозрением в уголовном преступлении, а тест на алкотестере не будет соответствовать требованиям Уголовно-процессуального кодекса, только поездка к наркологу, и то с санкции судьи. А за это время задержанный может протрезветь. При несогласии водителя с результатами экспертизы, по КПК требуется повторная экспертиза, а как ее проводить, если он протрезвеет? — анализирует Вадим Володарский.
Также при уголовном производстве обвиняемый имеет право не свидетельствовать против себя, значит надо проводить полноценное следствие.
Однако в новых правилах юристы видят и положительные стороны.
Главный плюс, по их мнению, — предоставление права сразу же зафиксировать на фото схему ДТП и строгий учет протоколов. По мнению Автоюриста Владимира Караваева, фотофиксация со стороны потерпевшего или виновника не позволит фальсифицировать схему ДТП при рассмотрении дела в суде. А учет протоколов уменьшит взяточничество. Также Караваев не согласен с тем, что отмена требования наличия свидетелей того, что водитель не подписал протокол о нарушении, откроет путь к фальсификациям.
Подписывать протокол или нет — это право, а не обязанность. И фиксировать с помощью свидетелей, человек отказался использовать свое право, это нелогично. При медобследовании водителя на трезвость все равно должны быть понятые, это требование осталось, поэтому опасаться водителям, если они трезвые, не стоит, — разъяснил Караваев «Сегодня».