Успешная юридическая компания: 6 ключевых шагов
Несмотря на развитие современных технологий и наличие разнообразных ботов, что берут на себя некоторые функции юристов, популярность качественных юридических услуг, в которых нуждаются граждане, нисколько не уменьшилась. А поэтому открытие собственной юридической компании — дальновидное решение, которое позволит поднять вашу практику на новый уровень.
Вместе с тем организация бизнеса с нуля — задача непростая, она требует в первую очередь грамотного планирования, вложения ресурсов: материальных, человеческих, временных и тому подобное. С чего же начать? О чем позаботиться в первую очередь? Какие сложности и риски ждут? Ответы на вопросы в этой статье.
Шаг 1. Анализ рынка и определение специализации
Выбор профиля практики, то есть выбор специализации — вопрос, определиться с которым, лучше всего еще на этапе предварительного планирования. Специфика бизнеса профессиональных услуг в том, что здесь ценятся только узкие специалисты, а «общий профиль» вызывает меньше доверия у потенциального клиента. Это касается и юридического бизнеса. Исходя из этого, еще в начале вашей практики следует определиться со специализацией.
Какие бывают виды специализаций?
Можно пойти 2-мя основными путями, для того, чтобы определиться со специализацией.
По типу клиентов — обслуживание физических или юридических лиц. Самый простой вид специализации, который позволяет разделить клиентов на 2 большие группы и отказаться от одной в пользу другой.
По сфере права — уголовное, гражданское, налоговое, таможенное и тому подобное. Узкое деление, с профессиональной точки зрения. Вы можете комбинировать и заниматься, например, банкротством только физических лиц.
Как выбрать специализацию и не ошибиться?
Универсального ответа на вопрос, как выбрать профиль деятельности, не существует. Но есть минимум три подхода к этой проблеме, каждый из которых по-своему эффективен. Решайте, какой из параметров станет для вас основным:
- Конкуренция. Выберите нишу с наиболее низкой конкуренцией. Для этого, конечно, придется сначала оценить рынок предложений в вашем регионе.
- Практический опыт. Уже есть практический опыт ведения дел в суде? Выберите ту сферу права, в которой вы прямо сегодня сможете показать потенциальному клиенту кейс успешных дел.
- Личные предпочтения. Остановитесь на наиболее интересной вам области права. Да, вы можете просто выбрать ту сферу, которая вам близка, интересна, в которой вам действительно хочется развиваться и работать. Личное отношение к работе — важный показатель для клиента.
Основная сложность выбора специализации в области профессиональных услуг заключается в том, что здесь невозможно полностью «прощупать» аудиторию, предложив ей дегустацию или тест-драйв услуг, чтобы понять, какая область наиболее востребована. Вы должны понимать, что, так или иначе, придется пойти на риск, а насколько он будет оправданным — покажет время.
Шаг 2. Составление бизнес-плана юридической компании
Создание юридической компании — это в первую очередь бизнес-идея, которая требует всесторонней обработки. Надо оценить ее масштабы, эффективность, окупаемость, выяснить соотношение спроса и предложения, продумать и визуализировать услуги, которые вы собираетесь продавать клиентам, — словом, надо понять, насколько идея пригодна для реализации. Для этого нужно будет составить детальный бизнес-план.
Из чего состоит бизнес-план юридической фирмы?
- Описательная часть. На этом этапе вы продумываете организационно-правовую форму, уточняете специализацию и перечень услуг, определяете необходимую площадь офиса, количество рабочих мест и так далее.
- Анализ рынка услуг и конкуренции. Анализ рынка юридических услуг региона поможет вам не только определиться с собственной специализацией, но и выявить слабые места конкурентов, чтобы сделать вашу фирму лучше и успешней.
- Маркетинговый план. Вложения в маркетинг является едва ли не самой важной частью бизнес-плана для сферы профессиональных услуг. Вы должны четко понимать, что предлагаемую вами услугу нельзя увидеть, почувствовать, попробовать. Единственный реальный путь привлечения клиентов — рекламная кампания, которая, безусловно, должна быть продуманной с первого дня существования фирмы (а лучше начать нарабатывать потенциальную аудиторию еще до открытия!).
- Финансовый план. Подробные финансовые расчеты — сколько планируется потратить и сколько получить.
- Оценка рисков. Важно не только продумать, какие риски наиболее вероятны для будущей юридической фирмы, но и к каким последствиям они могут привести, а также каким образом их устранять.
Бизнес-план поможет вам «разложить по полочкам» все свои задумки и сразу оценить все возможные риски и вероятность потери инвестированных в дело средств.
Шаг 3. Офис юридической компании
Привлекательность юридического бизнеса в том, что открыть кабинет для работы вы сможете даже у себя в квартире. Мы говорим о том, что офис, особенно на начальных этапах, вообще не является необходимостью. Первичная задача — поиск клиентов. Зачем вам офис, который будет пустой?
Более того, при правильном подходе, отсутствие офиса может даже стать вашей «фишкой»: вы предлагаете клиенту встречу на удобной для него территории. Особенно это актуально, если планируется работа с юридическими лицами.
Сложнее, если вы отдали предпочтение работе с физическими лицами. Простым людям с серьезными личными проблемами крайне важно, чтобы компания внушала доверие. А встречают, конечно, по одежке, то есть по внешнему виду кабинета специалиста. В этом случае вам сначала подойдет коворкинг в центре города. Аренда будет сравнительно недорогой, а вы получите «офис с отличным» расположением, куда удобно добираться на общественном транспорте.
Совет: при выборе места расположения офиса учитывайте наличие поблизости нотариальной конторы, государственного многофункционального центра и других организаций, которые могут оказаться полезными вам и вашим будущим клиентам.
Шаг 4. Оборудование
Нематериальный характер услуг хорош еще и тем, что для осуществления эффективной деятельности не понадобится сложное и дорогостоящее оборудование. По сути, даже не слишком важно качество оргтехники. Доход здесь приносят знания и квалификация сотрудников.
Для начала работы — а мы говорим в этой статье именно о том, как начать строить свою юридическую фирму с нуля — вам понадобятся: стол, стул, компьютер, принтер, телефон и канцелярские товары.
Такой нехитрый набор «офис молодого юриста» есть в любом коворкинг-центре или бизнес-инкубаторе. Вам остается только выбрать и арендовать свой первый рабочий кабинет.
Шаг 5. Персонал юридической фирмы
Бюджета с лихвой хватило на все предыдущие пункты и вы хотите сразу уложиться в расширение штата? Тогда можно нанять секретаря, бухгалтера, личного помощника и технический персонал, конечно же. Но подождите.
А зачем они вам, если вы еще только стоите на пороге начала собственного бизнеса и не уверены в завтрашнем дне?
Юридической компании нужны в штате специалисты, имеющие профильное образование, хотя бы минимальный опыт практической деятельности и статус адвоката, если уголовное право планируется как основная или одна из специализаций. Все остальное — по мере развития и потребности.
Шаг 6. Маркетинг юридической компании
Маркетинг — это система привлечения новых и удержания уже имеющихся клиентов вашего бизнеса профессиональных услуг. Именно грамотная маркетинговая стратегия позволит юридической фирме развиваться быстро и в положительной динамике.
Будем честны, привлекать клиентов в бизнес профессиональных услуг сложно.
Сложно потому, что объективно оценить качество услуги нельзя, как и дать на нее 100% гарантию. А хороший маркетинг, который, кстати, даже не требует каких-либо неслыханных вложений, позволит убедить потенциального клиента, что ваша услуга ему нужна, что именно вы уладите его проблему.
Представьте ситуацию: сегодня вы зарегистрировали юридическое лицо, и, по сути, ваша юридическая компания уже начала существовать. А что делать дальше? Где и как искать клиентов? Чем заманивать их?
Предлагаем маркетинговый «План минимум» для новичков:
- Юридический сайт, продающий. Интернет-пространство — перспективная площадка для развития бизнеса юридических услуг. Персональный сайт — инструмент, который одновременно служит как для прямого привлечения клиентов, так и в качестве сарафанного радио.
- Генерация трафика. Эффективным инструментом сайт делает стабильный поток целевых посетителей. Привлечь этих посетителей помогут различные инструменты маркетинга: например, контекстная и таргетированная реклама.
- СМИ. Публикации в СМИ не теряют своей актуальности. Заинтересовавшись прочитанным материалом и увидев в нем личную проблематику, читатель (а точнее уже ваш потенциальный клиент) обязательно постарается выйти на связь с автором. Кроме того, публикации в СМИ подтверждают вашу компетенцию в глазах клиентов.
- Выступления. Публичные выступления позволяют наглядно демонстрировать экспертность и квалификацию, наработать себе имя и статус специалиста.
И еще несколько материалов по данной теме, которые будут вам полезными:
- Юридический маркетинг: зачем юристам сайт и как правильно его вести
- Юридический маркетинг: 10 вещей, которые сделают юридический сайт привлекательным для читателей
- Бесплатная юридическая консультация: маркетинговый ход или квалифицированная помощь
- Как юристу найти клиентов: 5 эффективных методов
- Юридический бизнес и социальные сети: правила эффективного взаимодействия
- Личный бренд юриста: как создать профессиональный имидж
Вся деятельность должна быть направлена на запоминаемость и узнаваемость вас как профессионала в области юридических услуг, то есть на создание вашего личного бренда. Продуманная и такая, что проработана хотя бы на год вперед, система маркетинга — вот залог успеха молодой юридической фирмы.
Подводя итоговую черту, мы еще раз напоминаем, что открытие собственного дела — процесс трудоемкий и достаточно длинный. Здесь важно перспективное планирование всех аспектов и направлений: от анализа рынка и выбора специализации к составлению полноценного бизнес-плана и выбора маркетинговой стратегии. Аккумулирует их в привлечении клиентов, методично и уверенно выстраивая личный бренд, который будет работать на вас долгие годы.
По материалам: Правовая консультация