Порядок удостоверения сделок предлагают изменить, — законопроект
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №9311 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления гарантий защиты государством права собственности».
Целью проекта Закона является создание законодательных предпосылок для:
- усиления гарантий защиты государством права собственности физических и юридических лиц на недвижимое имущество, корпоративных прав, права собственности на долю в уставном капитале юридического лица;
- развития и упрощения для граждан процедуры получения нотариальных услуг;
- во избежание манипуляций во время наследования;
- продолжение движения в направлении реформирования наиболее важных сфер общественной жизни с учетом опыта других стран и изучением проблемных ситуаций в Украине.
Проектом Закона предусматривается внесение изменений в ряд законодательных актов в сфере гражданских, корпоративных отношений, направленных на обеспечение максимальных гарантий защиты государством права собственности, а именно:
1) в Гражданский кодекс Украины:
- введение обязательного нотариального удостоверения договоров, предметом которых является доля в уставном (складочном) капитале общества. В то же время предложено альтернативу — заключение таких договоров в электронной форме с максимальной степенью защиты — подписание его сторонами с использованием квалифицированной электронной подписи;
- предоставление права владельцу недвижимого имущества установить требование нотариального удостоверения сделок в отношении своего имущества, которые на сегодня не подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Такое требование будет вноситься в Государственный реестр прав на недвижимое имущество и в случае поступления к государственному регистратору договора без нотариального удостоверения, законодательством в указанной сфере предусматриваться принятие решения об отказе в государственной регистрации прав;
- совершенствование института общей собственности путем введения нотариального удостоверения договора об определении долей в праве общей собственности не по принципу их равенства;
2) Закона Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»:
- предоставление возможности обществу создаваться на основании модельного устава а также альтернативу — создание уставов в электронной форме с максимальной степенью защиты — подписание их учредителями с использованием квалифицированной электронной подписи;
3) в Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их отягощений»:
- проектом закона предусматривается из субъектов государственной регистрации прав исключить аккредитованные государственные и коммунальные предприятия. По решению Правительства субъектом может быть определено исключительно государственное предприятие и только в части рассмотрения заявлений в электронной форме с наложением квалифицированной электронной подписи;
- введение обязательного повышения квалификации для государственных регистраторов;
- введение усовершенствованного взаимодействия между Государственным реестром прав на недвижимое имущество и Государственным земельным кадастром;
- введение обязанности государственного регистратора прав оставлять без рассмотрения заявление о регистрации права на недвижимое имущество, если кадастровый номер земельного участка отсутствует в Государственном земельном кадастре (в таком случае заявление не принимается);
- предусматривается возможность продления действия договора аренды земельного участка на такой же срок и на тех же условиях в автоматическом режиме реестром, если договор аренды земли имеет условие о его автоматическом обновлении и арендованный земельный участок не относится к землям государственной или коммунальной собственности — информация об автоматическом обновлении сделок обязательно вносится в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество при проведении государственной регистрации такого права;
- обязательное внесение в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество сведений о цене (стоимость) недвижимого имущества и прав на него по соответствующим договорам;
- установление нормы, согласно которой проверка гражданской правоспособности и дееспособности физического лица осуществляется путем получения сведений о таком лице из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, проверка подлинности и содержания доверенности в Едином реестре доверенностей;
- усовершенствованный механизм выполнения решений об отмене государственной регистрации прав или отмене документов, на основании которых проводится регистрация — путем использования не процедуры отмены записей, а путем внесения записи о надлежащем собственнике;
- внедрение механизма регистрации прав на основании решений судов путем обязательного получения экземпляра решения в электронном виде с квалифицированной подписью судьи в порядке взаимодействия с Единым государственным реестром судебных решений. Сделает невозможным регистрацию на основании поддельных судебных решений;
- детализированная регламентация осуществления регистрационных действий в результате совершения нотариального действия с недвижимым имуществом;
4) в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований»:
- из субъектов государственной регистрации прав исключаются аккредитованные государственные и коммунальные предприятия. По решению Правительства субъектом может быть определено исключительно государственное предприятие и только в части рассмотрения заявлений в электронной форме с наложением квалифицированной электронной подписи;
- введение обязательности осуществления регистрационных действий нотариусами в результате совершения нотариального действия относительно доли участника в уставном (складочном) капитале юридического лица (кроме акционерных обществ), в том числе при продаже, наследовании, дарении;
- участник юридического лица частного права (кроме акционерного общества) сможет установить требования нотариального заверения подлинности подписи такого участника во время принятия им решений по вопросам деятельности соответствующего юридического лица, сведения о котором вносятся в Единый государственный реестр;
- введение обязательного повышения квалификации для государственных регистраторов;
- установление нормы, согласно которой проверка гражданской правоспособности и дееспособности физического лица осуществляется путем получения сведений о таком лице из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, проверка подлинности и содержания доверенности в Едином реестре доверенностей, а также проверку наличия обременений корпоративных прав в Государственном реестре обременений движимого имущества;
- усовершенствован механизм внесения в Единый государственный реестр сведений о лицензии, разрешительных документах и получения выписки из реестра о наличии такой лицензии, разрешения (прим. аналогичные изменения предложены и в профильные законы, предусмотренные в проекте);
- установлена обязанность подписания решений общего собрания об увеличении / уменьшении уставного капитала, относительно доли участника в уставном (складочном) капитале юридического лица исключительно участниками или уполномоченными ими лицами с заверением подлинности подписей или создание таких документов в электронной форме с максимальной степенью защиты — подписание его сторонами с использованием квалифицированной электронной подписи;
- предложено альтернативу нотариальному удостоверению подлинности подписей на решениях органов управления, уставах — создание таких документов в электронной форме с максимальной степенью защиты — подписание его сторонами с использованием квалифицированной электронной подписи;
- исключение процедуры остановки рассмотрения документов, которой пользуются для блокировки проведения регистрационных действий в отношении юридического лица. Большинство из оснований для приостановления рассмотрения документов дублировались в основаниях для отказа в проведении регистрационных действий, поэтому в целом такое исключение не будет влиять на добросовестные регистрационные действия;
5) в Закон Украины «О нотариате», Декрет Кабинета Министров Украины «О государственной пошлине»:
- совершенствование механизмов наполнения и функционирования государственных нотариальных контор, а именно: допускаться к профессии будет гражданин Украины, который работал в Министерстве юстиции Украины, Главном управлении юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе, на должностях непосредственно связанных с государственным регулированием, контролем или организацией нотариата, или консультантом государственной нотариальной конторы, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, которое совершает нотариальные действия определенные статьей 37 настоящего Закона, имеет уровень образования, предусмотренный частью второй настоящей статьи, стаж работы в сфере права не менее шести лет и стаж работы на указанных должностях не менее пяти лет; получение свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельности такими лицами с условием об отработке государственными нотариусами в государственных нотариальных конторах определенных Министерством юстиции Украины не менее трех лет;
- установление нормы, согласно которой проверка гражданской правоспособности и дееспособности физического лица осуществляется путем получения сведений о таком лице из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, проверки подлинности и содержания доверенности в Едином реестре доверенностей;
- установление льготы в размере 50% при взимании государственной пошлины за совершение нотариальных действий государственными нотариальными конторами, в том числе граждане, если их среднемесячный доход не превышает двух размеров прожиточного минимума, рассчитанного и утвержденного в соответствии с законом для лиц, относящихся к основным социальным и демографическим группам населения.