В Украине намерены упорядочить отношения парковки транспортных средств


В Верховной Раде зарегистрирован проект Закона № 8423 о внесении изменений в статью 977 Гражданского кодекса Украины относительно упорядочения отношений парковки транспортных средств.

Авторы законопроекта обеспокоены тем, что на сегодня в стране так называемые «парковщики» транспортных средств банально собирают деньги с водителей, которые поставили в местах парковки транспортные средства. Размер такого «рынка» — сотни миллионов гривен. При этом «парковщики» не несут никаких взаимных и встречных обязательств перед водителями. Деньги собираются (приобретаются) просто, без всякой логики, присущей гражданско-правовым отношениям, где в обмен на денежные средства, получаемые от одного участника правоотношений другой участник правоотношений должен что-то предоставить взамен (передать товары, оказать работу, выполнить услугу и т.п.).

Упомянутый вид «бизнеса» является сверхприбыльным, поскольку не предусматривает практически никаких капиталовложений и взаимной ответственности — по сути происходит «продажа воздуха», — говорится в пояснительной записке.

Поэтому в последнее время возникла потребность в урегулировании и упорядочении отношений по парковке транспортных средств (в том числе платной), уверяют инициаторы проекта. Так, в ряде законодательных актов Украины, таких как Налоговый Кодекс Украины (ст. 10), Кодекс Украины об административных правонарушениях (ст. 152-1) и других употребляется термин «парковки транспортных средств», однако, при этом в законодательных актах отсутствует определение и наполнение правового содержания указанной деятельности, распределение полномочий и объема ответственности между участниками правоотношений, порядка осуществления такой деятельности и тому подобное.

При этом анализ фрагментарных ссылок в законодательных актах на термин «отношения парковки» или «деятельность по предоставлению услуг парковки» дает основания определять, что такая деятельность является договорной деятельностью между субъектами правоотношений, которая основана на юридическом равенстве, самостоятельном волеизъявлении и имущественной самостоятельности их участников. Поэтому, очевидно, что такая деятельность должна быть регламентирована (кодифицирована) нормами Гражданского кодекса Украины, как единого универсального законодательного акта, который регулирует все отношения, основанные на аналогичных принципах (купля-продажа, банковский счет, обмен, предоставление услуг).

Без определения сути отношений т. н. «Отношения парковки» являются лишь банальным сбором (побором) средств с водителей, которые оставляют свои транспортные средства на улицах городов, без встречной ответственности за невыполнение встречных обязательств или их нарушение.

Поэтому, возникает необходимость внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс Украины (как главного, базового акта законодательства Украины, регулирующего прежде всего договорные отношения между сторонами) путем установления (различения), чем же отличаются (исходя из общих принципов справедливости, разумности, свободы волеизъявления) отношения парковки от других отношений.

Представляется, что отношения парковки кроме того, что являются договорными (где праву одной стороны соответствует определенная обязанность другой стороны и наоборот) и свободными (основанными на равенстве сторон) наиболее подобные (похожи) к отношениям хранения и именно это и предлагается определить предложенным к принятию Законом.

Так, по общим правилам (принципам) за отношениями хранения одно лицо (хранитель), которое обладает определенными ресурсами и возможностями (территория, оборудование, персонал) предоставляет другому лицу услуги по хранению имущества такого лица, получая за это разумное и справедливое вознаграждение в пределах гражданского обмена, который в свою очередь является основой современной цивилизации. К примеру, лицо платит деньги (делится своими ресурсами) в обмен на что-то. Лицо платит налоги в обмен на выполнение государством своих взаимных обязательств по установлению правопорядка, регулированию отношений, защите от преступности, решению споров, обороне и тому подобное. Это касается налоговой системы и отношений на уровне государство – гражданин (юридическое лицо). В некоторых странах мира, следует отметить, оплата парковки является налогом (который уплачивается в пользу государства в силу соответствующих нормативных актов, которые определяют этот платеж, как налог). В Украине он не является налогом (сбором), как таким.

В плане гражданских отношений лицо платит деньги в обмен на определенные материальные блага. Что же касается «парковки», то сейчас содержание этой деятельности и ответ на главный вопрос — за что именно водитель транспортного средства должен платить средства, оставив свое имущество (автомобиль) на дороге (на улице) — отсутствуют.

С целью решения этого вопроса предлагается принять законопроект, который сможет ситуацию с «парковкой» качественно отличить от случаев, когда водитель оставляет автомобиль вне охраняемой зоны контроля, на произвол судьбы, на собственный риск — в таких случаях понятно, что риск потери или повреждения автомобиля водитель принимает на себя, в отличие от случаев, когда водитель (собственник) платит деньги в обмен на уход за автомобилем и обеспечение его сохранности.

x

От халепонька! Ми більше не підтримуємо російськомовну версію сайту. Тому тицяйте на зміну мови, або дивіться архівні матеріали тут. Слава Україні 🇺🇦 Віримо в ЗСУ 💪🏻