Чему фильмы Альфреда Хичкока могут научить адвокатов?
Профессор Юридической школы Вермонта (Vermont Law School, VLS) Филипп Н. Мейер был поражен комментариями и мудростью опытных адвокатов, которые делились своими секретами на страницах журнала Американской ассоциации адвокатов (ABA).
Их материалы, по его мнению, были «живым» доказательством эффективности сторителлинга — правдивого и подробного рассказа, насыщенного примерами из их юридической практики.
Один из авторов считал, что в презентации (услуг, продукта) должен быть вор и герой. Например, выступая в суде и защищая фармакологические корпорации, важно правильно расставить акценты: злодей — это болезнь, а герой — люди, которые испытали на себе лекарства, и компании, которые их продают потребителям.
Однако злодей у каждого может быть свой собственный, в зависимости от ситуации. Однажды автор статьи — Филипп Н. Мейер, представлял в суде истца по делу, связанному со вредом здоровью. Тогда «злодеем» была не болезнь, а представитель фармкомпании, которая завысила стоимость медпрепарата до небес.
Несмотря на различия, общая черта двух историй в наличии в их центре злодея, который «ведет» весь сюжет. Именно злодей определяет героя. Из-за действий злоумышленника и его качеств оценивается и положительный персонаж — герой истории.
Немало судебных процессов можно переупаковать в сюжеты фильмов. И речь даже не о многочисленных юридических сериалах, в которых сюжетная линия бывает далека от реальности. Скорее, речь о мелодраме — классическом жанре литературы, театрального и кинематографического искусства. Речь идет о рассказе, в которой герой раскрывается на фоне эмоциональных обстоятельств и контрастов: добра и зла, любви и ненависти. В такой истории очень четко прописана связь между злодеем и героем.
Король Ужаса Хичкок придумывал идеальных злодеев. Он создавал своих преступников такими, чтобы каждый зритель, несмотря на свой возраст, пол и статус, был ими захвачен и полностью находился под их властью. В ранних работах Хичкока злодеями были в основном мужчины из высших слоев общества, которые готовили гнусные заговоры и всячески испытывали волю героев. Поздние фильмы могут стать «учебниками» для юристов. Сюжетные линии могут послужить шаблонами создания мелодраматических, а иногда полных саспенса, историй для судей и присяжных.
Вернемся к примеру с историей о злодее-болезни, которого остановили герои-врачи и герои-фармкомпании. Их адвокат мог построить свою линию защиты, просмотрев «Птиц» Хичкока. Подобно сюжету шедевра маэстро, история о лекарствах и фармкорпорации могла вызвать у обывателя (судьи, присяжного) страх того, что природа может обернуться против человека и продемонстрировать свою темную силу — вечную и мощную. Поэтому герои (в данном случае фармакологическая компания) должны были учесть все риски. Действия героя были оправданы высшей целью — остановить темные силы, которые вывели природу из равновесия. Конечно, есть и «побочные эффекты» в этих действий — иногда страдают невинные. Но высшая цель — есть высшая цель.
Автор предлагает собственную контристорию к тому же делу о фармкомпании. За ее основу можно взять два шаблона из психологических триллеров Хичкока «Головокружение» (Vertigo, 1958 г.) и «Марни» (Marnie, 1964 г.). Злодеями в них есть убедительные и сложные персонажи. Джуди в «Головокружении» сначала принимает личность Карлотта, как сообщник преступного вдохновителя, что скрывает убийство жены. Она влюбляется в главного героя, и ее собственная личность переплетается с персонажем, которого она придумала. Марни, которая обманывает и крадет, отличается хладнокровием вроде бездушия. Она не способна понять, что ее действия будут иметь последствия. База для обеих историй — это самообман злодеев. Эти истории могут помочь адвокату истца, требующего в фармкомпаний возмещения ущерба. Фармакологическая компания обманывает сама себя, считая, что может идти на любые меры, не предполагая, какими могут быть последствия. И об истинных мотивах присяжным и судьям стоит задуматься.
Мы можем это признавать или нет, но адвокаты в суде — это те же рассказчики, которые строят свои линии защиты, прибегая к жанровым литературным и кинематографическим приемам. Тем самым приемам, которые уже заложены книгами и фильмами в воображение присяжных и судей. И юристам есть чему поучиться у мастеров историй, пусть даже и у авторов страшных сказок, таких, как Альфред Хичкок.
Источник: What Alfred Hitchcock can teach lawyers about villains and villainy