Заключение Венецианской комиссии по палате Верховного Суда Кыргызской Республики
Вывод Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) относительно Регламента Конституционной палаты Верховного Суда Кыргызской Республики.
Своим письмом от 3 сентября 2015 г. Председатель Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики г-н Мукамбет Касымалиев обратился в Венецианскую комиссию с просьбой дать свое заключение по Регламенту Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики (CDLREF(2015)039).
Суть дела
Начиная с 2010 г. Венецианская комиссия приняла несколько заключений по вопросам, касающимся Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики. В своем первом заключении Венецианская комиссия подвергла резкой критике ликвидацию Конституционного суда по новой Конституции 2010 года.
Комиссия приветствовала намерение кыргызских властей создать Конституционную палату, несмотря на то, что она стала бы частью Верховного суда, так как, по Конституционному закону о Конституционной палате, последняя «обладает необходимой степенью независимости и самостоятельности и имеет достаточно широкие полномочия, позволяющие ей функционировать в качестве эффективного органа судебного конституционного надзора».
Конституционный закон о Конституционной палате (далее – «Палата»), на проект которого Венецианская комиссия подготовила два заключения , был принят 12 мая 2011 г. и вступил в силу 13 июня 2011 г.
Однако,Палата не смогла начать свою работу до лета 2013 г. в связи с незаполненностью двух вакансий, что не позволяло достичь кворума. Эта проблема была преодолена внесением поправки в Закон о Конституционной палате, которая снизила кворум.
В 2014 году Венецианская комиссия одобрила Заключение по поправкам и дополнениям, внесенным в Конституционный закон о Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики (далее по тексту – «Конституционный закон»).
Указанные поправки вносились с целью улучшения работы Палаты. Среди прочих изменений, они ввели сомнительную процедуру, в соответствии с которой Палата могла давать дополнительные разъяснения уже после вынесения решения. Венецианская комиссия в своем заключении подвергла критике это положение. На данный момент поправки все еще не были одобрены Парламентом.
Последним по времени заключением, относящимся к Палате, является Совместное заключение Венецианской комиссии и ОБСЕ/БДИПЧ по проекту поправок в Кыргызскую Конституцию, одобренное Венецианской комиссией в 2015 г.
Эти поправки были подвергнуты резкой критике как серьезно снижающие роль Палаты путем ликвидации Статьи 97 Конституции, в которой прописана ее роль. В результате этого Конституция более не устанавливала бы, что Палата является надзорным судебным органом, проверяющим законы, законопроекты и договоры на соответствие с Конституцией и аннулирующим их в случае, если они неконституционны. На деле это лишило бы Палату конституционной основы ее деятельности. Также планировалось переписать статью 93.2 Конституции, в результате чего Палата потеряла бы право выполнять судебные функции. Все это явилось бы огромным шагом назад по отношению к системе реального конституционного надзора. Комиссия приветствовала отказ от данных поправок после принятия совместного заключения Венецианской комиссии и ОБСЕ/БДИПЧ.
Цель данного Заключения – дать оценку Комиссии относительно того, соответствует или нет действующий Регламент Конституционной палаты Кыргызской Республики международным стандартам. Необходимо заметить, что, по мнению Комиссии, Регламент содержит некоторые из поправок в Конституционный закон, которые еще не были одобрены. Это означает, что Регламент в известной мере расходится с действующим Конституционным законом.
С полным текстом заключения по Регламенту Конституционной палаты Верховного Суда Кыргызской Республики можно ознакомится по ссылке.