Фикх или юриспруденция по-мусульмански
Что такое “юриспруденция по-мусульмански”: ее правила, догмы и особенности.
Фикх (араб. فقه — «понимание», «знание») — мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция), а также комплекс общественных норм (мусульманское право в широком смысле). Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами («знающие»).
Фикх и шариат
Некоторые исследователи используют термины «фикх» и «шариат» как синонимы для обозначения мусульманского права. Согласно другому взгляду, шариат — мусульманское право в широком смысле, источник фикха; фикх же составляет нормативно-правовую часть шариата, рассматривает, в основном, вопросы норм поведения мусульман в обществе, а также обязанностей верующего перед Богом.
История
Развитие фикха традиционно делится на следующие шесть основных этапов (исторических периодов):
- Основание (формирование) — эпоха Пророка (610—632 годы).
- Установление — эпоха Праведных Халифов (632—661 годы).
- Построение — от основания династии Омейядов (661 год) до её упадка в середине VIII века.
- Расцвет — от восхождения династии Аббасидов в середине VIII века до начала её упадка (середина X века).
- Консолидация — упадок династии Аббасидов от примерно 960 года до гибели последнего Халифа Аббасидов от рук монголов в середине XIII века.
- Застой и упадок — от разграбления Багдада в 1258 году и до наших дней.
Новое время и современность
Во второй половине XIX века в правовых системах наиболее развитых исламских стран фикх-право уступил ведущее место законодательству, скопированному преимущественно с западноевропейских образцов. В результате фикх сохранил свои позиции главным образом в регулировании отношений личного статуса. Для развития юриспруденции во второй половине XIX — начале XX в. было характерно появление трудов в форме законопроектов, которые готовились по поручению властей, но не получили государственного признания.
Хотя начиная со второй половины XIX века общей тенденцией было неуклонное падение роли фикха. В настоящее время в странах с преобладающей частью мусульманского населения продолжают применяться в той или иной степени отдельные отрасли, институты и нормы фикха.
Наиболее последовательно, широко и без существенных изъятий отрасль личного статуса действует в Тунисе и Йемене и других исламских странах. Институты фикха сохраняют свое значение в уголовном праве Саудовской Аравии, стран Персидского залива, Ирана, Пакистана и т. д.
В большинстве исламских стран сохраняются мусульманские (шари’атские) суды, организация и деятельность которых в значительной мере регулируются нормами фикха. Принципы и нормы фикха находят отражение в государственном праве отдельных стран (Саудовская Аравия, Иран и др.). В ряде стран (Саудовская Аравия, Марокко, Иран, Иордания, Пакистан и др.) несоблюдение таких обязанностей, как выплата закята, совершение молитвы и т. д. влечёт правовую, в том числе и уголовную, ответственность.
В современных условиях фикх-юриспруденция сохранила своё значение формального источника права. Так, в Саудовской Аравии шариатские суды применяют нормы, содержащиеся в книгах по ханбалитскому мазхабу. Ряд законодательств мусульманских стран, в случае отсутствия нормы в законе, предусматривает применение выводов фикха-юриспруденции. Аналогичный принцип устанавливают и гражданские кодексы таких стран как Алжир, Кувейт и др., фактически признающие выводы исламских правоведов источником решения дел в случае молчания закона. Законодательство Бахрейна, Ирана и других стран допускает возможность применения фикха-права по всем вопросам, которые не урегулированы законом.
В настоящее время конституции многих исламских стран признают главным источником законодательства основополагающие нормы фикха. Поэтому при подготовке соответствующего законодательства широко используются классические труды по фикху. С середины XX века получили широкое распространение труды юристов современного профиля по отдельным отраслям и институтам фикха-права. В современной литературе важное место занимают исследования, посвященные сравнительному изучению фикха в целом и его отдельных отраслей и современного законодательства и других правовых систем.
Разделы фикха
Суннитский фикх по средневековой исламской правовой доктрине подразделяется на четыре части:
- ибадат — включает в себя вопросы, связанные с поклонением;
- мунакахат — вопросы, связанные с браком (никях), разводом (таляк), благотворительностью и т. д.;
- муамалат — вопросы, связанные с торговлей и различными сделками (акд);
- укуба — вопросы наказания за правонарушения.
Шииты обычно делили все нормы фикха на четыре группы:
- ибадат, регулирующий порядок отправления религиозных обязанностей;
- ’укуд, регулирующий двусторонние сделки (договоры), включая брак,
- ика’ат, регулирующий односторонние сделки, совершаемые в определенной форме,
- ахкам, регулирующий односторонние сделки или действия, совершение которых не требует особой формы, либо ответственность за преступления и обязательства, вытекающие из причинения вреда.