Какой он — идеальный клиент для юриста?
Работа юриста, кроме обработки документов, в значительной степени связана с взаимодействием с людьми. Прежде всего, это его клиенты. Понятие «идеального клиента», конечно, очень относительное, иногда возникают разногласия в понимании принципов и методов работы, которые невозможно выявить на этапе первого знакомства и начала взаимоотношений.
Мы предлагаем вам самим создать своего идеального клиента. А точнее совместными усилиями исправить те недоразумения, которые так часто возникают между юристом и его клиентом, чтобы ваша совместная работа была наиболее продуктивной и успешной.
1. Денежный вопрос
Проблема: больной вопрос взаимоотношений с клиентом — стоимость юридических услуг. Слишком высокая цена или слишком низкая равно могут сыграть юристу не на руку. В первом случае, она должна быть вполне оправданной, а во втором — вызывает очевидные подозрения относительно качества предоставления такой услуги.
Решение: подробно обоснуйте цену своей работы с самого начала, объясните клиенту шаги, которые вам нужно сделать и время, которое на это вам необходимо затратить, какие ресурсы будут привлечены.
Напомним, мы уже подробно рассказывали, какие факторы составляют цену юридических услуг в материале «Как определить стоимость юридических услуг: 5 основных факторов».
2. Завышенные ожидания
Проблема: некоторые проблемы во взаимоотношениях клиентов с юристами связанные с неоправданными надеждами: часто юрист сам завышает ожидания клиента, рассчитывая таким образом дороже продать услугу, а в других случаях клиент додумывает то, чего при встрече не было озвучено или трактует это по-своему.
Решение: юристу нужно научиться правильно управлять ожиданиями клиента: если есть проблемы или вероятность выиграть дело довольно низкая, стоит сразу говорить об этом, открывая перед заказчиком все возможные риски и вероятность их наступления. Этим юрист ни в коей мере не умалит своей значимости как специалиста: клиенту следует помнить, что выбирать юриста, который гарантирует им абсолютный успех, очень рискованно.
3. Нечеткие задачи
Проблема: часто недоразумения возникают в случаях, когда клиент, получив результаты заказанной работы, понимает, что это не совсем то, что ему нужно, или совсем не то. Нужно что-то еще дорабатывать, а денег на такую услугу уже не хватает. Тогда начинается спор по поводу объема дополнительной бесплатной работы или дополнительного бюджета.
Решение: уберечься от таких ситуаций полностью довольно сложно, однако можно снизить их количество или последствия, сообщив своему клиенту заранее о различных сценариях решения поставленной задачи и в совершенстве разобравшись, что же именно ему надо в конкретном случае. Такие моменты лучше зафиксировать письменно, хотя бы в деловой переписке.
4. Клиент-советчик
Проблема: еще одна распространенная проблема выглядит примерно так: юрист предлагает клиенту определенный порядок действий и мотивировано аргументирует, почему такой вариант лучше всего подходит для ситуации. Однако доверителю кажется, что озвученный алгоритм ему не подходит, и он начинает говорить консультанту, что и как делать. Другие же клиенты просто не хотят понимать или принимать во внимание серьезность рисков, возникающих или тех, что уже возникли у них.
Решение: с такими клиентами очень сложно спорить, но постарайтесь все же доступно разложить для них все плюсы и минусы каждого из выбранных вариантов решения проблемы. Если человек все же твердо намерен воплощать в жизнь свои идеи, но вашими руками, то лучше отказаться от сотрудничества. Возьмите себе за правило: если клиент обращается к вам, вы ему советуете, что и как делать, а не наоборот. В противном случае, ситуация может закончиться плачевно не только для клиента, но и для вас лично, или вашей компании в целом.
5. Неполная информация
Проблема: встречаются случаи, когда клиенты не раскрывают всю информацию по делу. Это может проявляться в различных вариантах: от предоставления неполного пакета документов к замалчиванию отдельных обстоятельств дела.
Решение: в таком случае просите у клиента на старте проекта полный объем информации и документов по делу. Нужно самостоятельно знакомиться с материалами и постоянно уточнять все детали.
По материалам: Правовая консультация