Зарегистрирован законопроект об административной процедуре


В Верховной Раде зарегистрирован проект Закона Украины № 9456 «Об административной процедуре», который в парламент внес Кабинет Министров Украины.

Целью проекта Закона является обеспечение эффективного и качественного уровня законодательной регламентации процедур внешнеэкономической управленческой деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц и других субъектов, которые законом уполномочены осуществлять властные управленческие функции и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в отношениях с государством, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Авторы документа считают, что административное законодательство Украины требует радикального обновления, результатом которого должно стать введение новой идеологии функционирования органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц и других субъектов, которые законом уполномочены осуществлять властные управленческие функции.

Так, раздел I «Общие положения» проекта Закона почти полностью посвящен принципам, в частности: верховенства права, законности, равенства участников административного производства перед законом, использование полномочий с надлежащей целью, обоснованности и определенности, беспристрастности административного органа, обоснованности и определенности, добросовестности и благоразумия, пропорциональности, открытости, своевременности и разумного срока, эффективности, официальности, презумпции правомерности действий и требований лица, гарантирование права человека на участие в административном производстве, обеспечение эффективных средств правовой защиты. Эти принципы наполнены также конкретными механизмами через права и обязанности участников административной процедуры.

Субъектный состав административного производства определен в разделе II проекта Закона. Так, отдельные главы определяют статус административного органа, состав и статус участников административного производства (адресат (заявитель, обжалователь, лицо, против которого или в отношении которого инициировано административное производство в интересах общества), заинтересованное лицо) и лиц, содействующих рассмотрению административного дела (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики): их права и обязанности; предложено урегулировать вопрос обеспечения беспристрастности административного органа, а также объективности в деятельности лиц, способствующих рассмотрению дела, а именно определить основания для их возможных отводов.

Одной из новаций является также урегулирование в разделе II проекта Закона важного вопроса реализации механизма публичного правопреемства в результате прекращения первоначального административного органа или вследствие полного или частичного прекращения его административной компетенции.

Под правопреемством, если формулировать обще и абстрактно, надо понимать такую ​​правовую ситуацию, особенность которой заключается в том, что права и обязанности конкретного субъекта права (полностью или частично), переходят к другому субъекту права. В юридическом феномене правопреемства отображается динамика правовой системы и правового обращения в соответствующем государстве.

Поэтому правопреемство является правовым институтом элементарного значения. Ни одна из правовых систем не может отказаться от этого правового института. Он существует как в частном праве, так и в публичном праве.

Поэтому, как и в частном праве, существует насущная необходимость, которая диктуется правовой практикой, урегулировать правопреемство в качестве института публичного права. Нельзя на современном уровне развития оставлять этот вопрос открытым и неопределенным.

В разделе III проекта Закона предлагается урегулировать вопросы документирования административного производства, доказательств, а также сроков (порядка их исчисления, обновления и продления).

В разделе IV проекта Закона предложено определить процедуру проведения административного производства. Предложено определить подход, согласно которому административное производство открывается в зависимости от инициатора дела: по заявлению лица, по инициативе административного органа или по жалобе лица. Также, по поводу открытия административного производства по заявлению лица в проекте закона определена форма и содержание заявления, порядок его регистрации, оставление заявления без движения, направление по принадлежности и тому подобное.

В этом же разделе определяется порядок открытия и подготовки дела к решению (в частности истребования дополнительных документов и сведений, рассмотрение ходатайств участников административного производства, доступ к материалам дела, получение согласований и заключений от других органов), временном приостановлении и закрытии административного производства, а также рассмотрении и разрешении дела во время личного приема и в письменном производстве.

Процедура рассмотрения индивидуального дела, как известно, завершается принятием административного акта. В этой части новеллой проекта Закона является дополнение раздела V «Административный акт» главой о действии и прекращение действия административного акта, а именно: определяются условия, при которых административный акт является ничтожным, условия правомерности административного акта.

Административное обжалование выделено в отдельный раздел VI проекта Закона. Субъектом рассмотрения жалобы по проекту является вышестоящий административный орган, а также может быть комиссия, образованная административным органом для рассмотрения жалоб.

Разделом VII проекта Закона определяется порядок отзыва или признания акта недействительным, устанавливается возможность просмотра административного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и тому подобное.

В разделе VIІІ проекта Закона устанавливается порядок исполнения административного акта.

x

От халепонька! Ми більше не підтримуємо російськомовну версію сайту. Тому тицяйте на зміну мови, або дивіться архівні матеріали тут. Слава Україні 🇺🇦 Віримо в ЗСУ 💪🏻