Военный конфликт на Востоке Украины: гражданские лица, получившие ранения


Почему большинство гражданских лиц, которые получили ранения на территории, где ведутся боевые действия, не могут получить статус лица с инвалидностью вследствие войны?

На территории Донецкой и Луганской областей Украины с 14 апреля 2014 и до сих пор продолжается вооруженный конфликт. По данным Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека за весь период конфликта с 14 апреля 2014 года по 15 февраля 2020 года погибло 3350 гражданских лиц, а от 7 до 9 тысяч гражданских лиц было ранено. 

Большинство гражданских лиц, получивших инвалидность в результате ранения, проживают на территории, на которых велись и все еще ведутся боевые действия. На этих территориях отсутствуют многие государственные и коммунальные услуги или доступ к ним — значительно затрудненный; очень ограничены возможности трудоустройства. В связи с этим одним из немногих постоянных и стабильных источников доходов для лиц с инвалидностью, полученной в результате военных действий, остается социальное обеспечение, предоставляемое государством.

Проблемы с получением статуса лица с инвалидностью вследствие войны

22 мая 2018 года для обеспечения жизненных потребностей лиц с инвалидностью в результате войны в Закон о статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты были внесены дополнения. Они определяют процедуру получения статуса лица с инвалидностью вследствие войны, а также расширяют список льгот и пособий для этой группы лиц. Тем не менее, с момента вступления закона в силу и до настоящего времени, статус лица с инвалидностью вследствие войны получило только около 100 человек, а основная масса раненых гражданских лиц все еще не охвачена надлежащей социальной помощью.

Данная ситуация обусловлена многими причинами, о которых можно прочитать в отчете Право на социальную защиту гражданских лиц с инвалидностью, полученной в результате военного конфликта на Донбассе. Документ подготовили эксперты Хельсинкского Фонда по Правам Человека (Польша), и опубликованном на сайте Коалиции ради мира на Донбассе.  Среди наиболее важных причин необходимо отметить две: 

  • законодательство включает в себя дискриминационные положения, которые значительно ограничивают круг лиц, имеющих право на получение статуса лица с инвалидностью вследствие войны, прежде всего исключая из-под его действия гражданских лиц, получивших ранения на неподконтрольной правительству Украины территории;
  • процедура получения статуса лица с инвалидностью вследствие войны является очень сложной для раненых гражданских лиц, накладывая на них несоразмерные требования по предоставлению документов, подтверждающих обстоятельства получения ими ранений. Сбор требуемой документации на постконфликтных территориях является трудным, что ограничивает де-факто доступ лиц с инвалидностью вследствие войны к социальной помощи, на получение которой они имеют право.

Несомненно, что для более полного охвата правом на социальную помощь гражданских лиц, получивших инвалидность в результате военных действий на Донбассе, необходимы законодательные изменения. 

Почему законопроект № 1115 противоречивый?

Сейчас есть зарегистрированный проект закона «О статусе и социальной защите мирных (гражданских) граждан, пострадавших в результате боевых действий или вооруженных конфликтов» за № 1115, дата регистрации: 29.08.2019.

Однако, по нашему мнению, если законопроект 1115 будет предоставлен Верховной Раде Украины в варианте на сегодняшний день, это приведет к негативным последствиям для лиц, которые были ранены в результате военного конфликта и которым установлена ​​инвалидность по статье 7 пункт 4 абзац 3 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». 

Во-первых, законопроект является внутренне непоследовательным и противоречивым. Он вводит в украинское законодательство новую категорию «гражданских лиц пострадавших в результате вооруженного конфликта на территории Украины», включая в него несколько категорий гражданских лиц, как получивших статус лица с инвалидностью, так и просто гражданских раненых (без статуса лица с инвалидностью), а также членов семей погибших или умерших в результате ранений. 

Во-вторых, в законопроекте говорится о том, что решение о предоставление лицу статуса гражданского лица, пострадавшего в результате вооруженного конфликта на территории Украины, и выдачи соответствующих удостоверений принимается структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, исполнительного органа городского совета городов областного значения, совета объединенной территориальной общины по месту жительства / пребывания лица, в порядке определенном КМУ.

Ряд закономерных вопросов к проекту

Учитывая, что авторы проекта Закона 1115 предлагают исключить из законодательства некоторые статьи, возникает ряд закономерных вопросов: 

Как авторы проекта видят вопрос определения связи между инвалидностью и военными действиями на территории АТО/ОСС? Обозначает ли это, что необходимо разрабатывать новую процедуру? Что будет с целым рядом подзаконных актов КМУ, прежде всего Постановление КМУ № 306, по которым уже работают государственные органы Украины? 

Какую пользу принесет лицам с инвалидностью тот факт, что вместо областных медико-социальных экспертных комиссий, которые в настоящее время принимают окончательное решение о предоставлении статуса лица с инвалидностью вследствие войны, решение будет приниматься структурными подразделениями по вопросам социальной защиты населения?

В-третьих, гражданские раненые, которые вследствие ранений получили инвалидность, и раненые, которые все-таки вылечились являются совершенно разными категориями лиц, в разной жизненной ситуации и с различными потребностями. Инвалидность — особенно тяжелое ограничение в жизнедеятельности человека, в связи с чем лица с инвалидностью нуждаются в особенной защите. 

Хотим напомнить, что права лиц с инвалидностью регулируются большим количеством международных документов, подписанных Украиной, так и внутригосударственным законодательством. Включение в одну категорию «пострадавших лиц», как гражданских раненых, которые вследствие ранений получили инвалидность, так и раненых, которые все-таки вылечились, снижает уровень защиты прав лиц с инвалидностью в результате войны.

В четвертых, законопроект устанавливает список льгот для лиц с инвалидностью в результате войны, но если из законодательства исчезнет норма, из Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», становится совершенно непонятным: кто  вообще сможет воспользоваться этими льготами.  

Подводя итог, можно сказать, что в результате наших исследований, основная проблема с доступом к праву на социальную помощь заключается не в перечне льгот для лиц со статусом «инвалид войны», а в том, что лица с инвалидностью не в состоянии достаточно быстро получить статус  лица с инвалидностью вследствие войны, потому что процедура очень сложная, содержит дискриминационные положения и охватывает только ограниченный круг лиц, которые могут получить этот статус (то есть не всех раненых, получивших инвалидность вследствие боевых действий на Донбассе).  Это означает, что принятие законопроекта 1115 не решит проблему, которая существует в настоящее время, так как гражданские лица, имеющие ранения, не проходят весь путь до момента получения льгот в результате его сложности.

Авторы: Наталья Алябьева, адвокат, кандидат юридических наук, эксперт, внештатный консультант Проект ОБСЕ / БДИПЧ; Ленур Керимов, правозащитник, эксперт.

Disclaimer: Данная статья была составлена на основании мониторинга, который проводился в рамках менторской программы для украинских правозащитников при финансовой поддержке ОБСЕ/БДИПЧ. Взгляды и информация, представленные в данной статье, могут не отображать политику и позицию БДИПЧ.