Верховный Суд разграничил понятия «таможенный контроль» и «таможенное оформление»
Истец оспаривает действия работников таможенного поста о проведении переосвидетельствования транспортного средства с грузом и его задержки из-за проведения дополнительных проверочных мероприятий.
Как сообщает пресс-служба, Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда считает ошибочными доводы жалобщика, что таможенный контроль является составной частью таможенного оформления при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины, поскольку эти две правовые категории — таможенный контроль и таможенное оформление — отличаются по своему содержанию и представляют собой два разных процесса, которые имеют свои собственные системные характеристики.
Так, в соответствии со ст. 4 Таможенного кодекса Украины (далее — ТК Украины) таможенное оформление — это выполнение таможенных формальностей, необходимых для выпуска товаров, транспортных средств коммерческого назначения. Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых с целью обеспечения соблюдения норм этого Кодекса, законов и других нормативно-правовых актов по вопросам государственного таможенного дела, международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке.
Согласно предписаниям ст. 321 ТК Украины товары, транспортные средства коммерческого назначения находятся под таможенным контролем с момента его начала и до окончания согласно заявленному таможенному режиму. В случае вывоза товаров, транспортных средств коммерческого назначения за пределы таможенной территории Украины таможенный контроль заканчивается после осуществления их таможенного оформления и пересечения ими таможенной границы Украины, за исключением таможенных режимов, которые предусматривают пребывание под таможенным контролем в течение всего времени действия таможенного режима.
На основании приведенных норм коллегия судей пришла к выводу, что под таможенным контролем товары, транспортные средства коммерческого назначения находятся с момента заявления таможенного режима (путем подачи таможенной декларации) до фактического пересечения ими таможенной границы Украины (получение разрешения от таможенного органа).
Таким образом, даже после завершения таможенного оформления товара, которое в этом случае было осуществлено на внутреннем таможенном посту, таможенные органы в пункте пропуска на таможенном посту уполномоченные были осуществлять таможенный контроль товара путем проведения предусмотренных ТК Украины контрольно-проверочных мероприятий до фактического пересечения таким товаром таможенной границы Украины.
Вместе с тем на основании изложенного суд кассационной инстанции отмечает, что суды первой и апелляционной инстанций при обосновании решений по ошибке исходили из того, что таможенный контроль включает также таможенное оформление, поскольку эти правовые категории не соотносятся как общее и отдельное, однако это не повлияло на правильность принятых судебных решений по данному делу.
Постановление Верховного Суда от 18 января 2018 по делу № 807/3168/14 — http://reyestr.court.gov.ua/Review/71692611.