Ведение беседы юристом: постановка задачи и основные приемы
Ведение беседы — одна из профессиональных обязанностей юриста. Под проведением беседы можно понимать вид коммуникации, направленный на передачу юристом своему собеседнику определенного вида информации для достижения заранее поставленных целей. Примерами проведения бесед являются допросы свидетелей, получение объяснений от граждан, разъяснения юристом своей позиции по тому или иному вопросу.
Проведение беседы имеет определенную цель (для чего), предмет (о чем-то), имеет своего адресата (кому), свою тактику (определенным образом).
Очевидно, что от уровня, качества, содержательности, тактичности проведения бесед юриста зависит как отношение к нему, так и успех дальнейшей работы, насколько его собеседник будет откровенным и тому подобное. К сожалению, часто жалуются на спешку, равнодушие, злость юриста, отсутствие взаимопонимания и др.
Юрист не всегда имеет достаточно времени для тщательной подготовки, составления плана беседы. Но в любом случае он должен уметь сконцентрироваться на предмете разговора, на осознании его смысла и значения, моделировании возможного поведения собеседника.
Нужно помнить, что ведение беседы и получения информации — задача юриста, а не интервьюента, поэтому ошибки при ведении беседы никак не вина последнего.
Человек в силу естественных причин не склонен брать на себя ответственность, а причину своих проблем и трудностей ищет у других. Однозначно, ведение беседы и получение правдивой и полной информации — задача юриста. Однако от молодых юристов часто можно услышать обвинения в том, что клиент не все ему рассказал, умышленно ввел его в заблуждение, скрыл важные факты. Однако, следует помнить, что ответы зависят от правильности поставленных вопросов.
Методика проведения беседы включает в себя:
- установление контакта на основе оценки собственной позиции, позиции собеседника;
- фиксацию позиции адресата беседы;
- формулировку и обоснование собственной позиции;
- оппонирование, то есть дополнение позиции собеседника или ее опровержение;
- достижение общего заключения.
Фиксация и оценка позиции собеседника.
Под этим понимается выборность полученной информации, то есть фильтрация сказанного, установление ее связи с предметом и целями беседы, ее достаточности и правдоподобия, достоверности.
Фиксация позиции адресата не должна занимать много времени. Но она во многом определяет дальнейший ход беседы, программирует ее. Юрист не должен «ломиться в открытую дверь», убеждать адресата беседы в том, с чем он уже согласен, передавать уже известную информацию. Напротив, ему следует сконцентрироваться на передаче неизвестной адресату информации и убеждении его в ошибочности определенных аспектов или позиции в целом.
Фиксация позиции адресата беседы на практике, однако, проводится недостаточно четко. Проще говоря, юристы нередко проводят беседу, не зная позиции адресата и — что хуже — иногда не желая ее знать.
Следующий этап рабочей техники, или ее прием, заключается в анализе сообщение с точки зрения его правовых целей, что делается на основе построенной и переведенной на правовой язык картины.
Формирование и обоснование юристом собственной позиции — это центральная часть проведения беседы. Она состоит, по сути, из трех элементов:
- определение предмета беседы;
- указание на компетенцию и возможности юриста;
- выдвижение предложений или требований, объем и характер которых может меняться.
Существуют сомнения, насколько точно и четко, и во всех случаях, юрист должен формулировать свою позицию. Несомненно, однако, что он не может представлять ее неопределенной, когда кажется, что юрист сам не знает, чего он хочет.
Обоснование собственной позиции осуществляется путем приведения соответствующих аргументов. Иногда это могут быть аргументы силы закона, но во всех случаях и сила закона, и возможности, предоставляемые законом, должны обосновываться аргументами пропорциональности, рациональности, действительности (наличия определенных фактов), справедливости и гуманности.
Оппонирование собеседнику.
Оно может состоять из вопросов, дополнений и возражений. Центральное место оппонирование занимает в переговорах. Но и беседа, которую направляет лицо, неизбежно включает элементы полемики, влияние на аргументацию адресата.
В ходе оппонирования высказывания юриста не должны быть окончательными. Многие квалифицированные практики, в том числе адвокаты и судьи, считают, что юрист должен иметь возможность быстрой переоценки ситуации и правильной рекомендации в условиях дефицита времени.
Например, адресат беседы, который должен немедленно решать вопрос о совершении каких-либо действий, выдвигает встречное предложение или обращается с какой-то просьбой, что вызывает необходимость юридической оценки с новых позиций. Пожалуй, высококвалифицированный юрист за счет своего опыта быстро и профессионально реагирует на возникшую ситуацию. Однако, юристу все же полезнее быть осторожным и ничего не формулировать окончательно, во всяком случае так, чтобы это исключило уточнение позиции. Такая рекомендация может быть значима для любого юриста: адвоката, прокурора, тем более для судьи, который принимает посетителей и др. Разумеется, она крайне ограничена и специфически может применяться к рутинным разговорам, которые сопровождают, например, разъяснение действий нотариуса.
Во всяком случае, юрист в беседе должен осторожно высказывать правовые оценки квалифицирующего характера, если они действительно являются окончательными.
Другие приемы проведения беседы
Проведение бесед (обмен правовой информацией) включает также ряд скорее этических приемов, так же как и приемов соблюдения норм этикета. Эта часть очень сложная именно учитывая ее очевидность.
Для юриста это общий вопрос поведения и общения. Но и во время беседы существуют приемы, которых следует добиваться путем долгой тренировки (демонстрация уверенности в себе, надежности, доброжелательности, солидности), которые реализуются в самом разговоре автоматически, целенаправленно (внушение клиенту чувства большей безопасности, освобождение его от страха, чувства безнадежности или неопределенности, побуждение к правильному действия и др.).
Есть вещи, которые просто нельзя делать: проявлять агрессивность, смущать собеседника, вызывать у него чувство вины (кроме особых ситуаций), подавлять его позицию или, наоборот, заметно подстраиваться под нее.
Здесь нужен не только психологический тренинг на личностном уровне, но и развитый социальный контроль на групповом уровне и уровне общества.
По материалам: ProLawyer.by