В НПУ раскрыли особенности процедуры наследования в сельской местности
Одной из основных задекларированных идей законопроекта № 9140 является предоставление беспрепятственного доступа сельскому населению к оформлению своих наследственных прав, чего они вроде лишены в сегодняшних реалиях.
Проанализировав положения этого законопроекта, в Нотариальной палате Украины обратили внимание на то, что фактически это приведет к постепенному уничтожению государственных нотариальных контор, путем замены их на уполномоченных должностных лиц органов юстиции. Поскольку при разработке указанного законопроекта было взято общее количество выданных свидетельств о праве на наследство по всей территории и не учтено, что в сельской местности именно частные нотариусы выдают значительное количество свидетельств о праве на наследство.
При этом, не проанализирована сама процедура оформления любого наследия: недвижимости, денежных средств, корпоративных прав и т.п., а также того количества документов, которое необходимо собрать наследнику, чтобы должным образом приступить к оформлению своих наследственных права уже у нотариуса.
Подготовка к конечному этапу оформления наследственных прав, то есть к выдаче свидетельства о праве на наследство, предусматривает сбор большого количества информации в отношении наследственного имущества от различных учреждений, включая БТИ, Госземагентство, Пенсионный фонд, налоговую, оценщиков. И это не исчерпывающий перечень.
Итак, перед тем, как наследник пожелает оформить свои наследственные права, независимо от того, какое именно лицо будет выдавать свидетельство о праве на наследство (нотариус, должностное лицо органа местного самоуправления или уполномоченное лицо органа юстиции), лицо должно в любом случае:
- во-первых, получить все необходимые запросы;
- во-вторых, при оформлении наследственных прав на жилой дом или квартиру, съездить в районный центр в БТИ (заказать необходимые документы, а потом приехать еще раз и уже их забрать), при этом, предоставление таких услуг тоже достаточно дорогостоящее;
- в-третьих, в случае оформления наследственных прав на земельный участок лицу нужно будет сходить в Госземагентство, заказать выписки из ГЗК на земельные участки умершего.
А в большинстве случаев, перед тем, как землю внесут в ГЗК, еще и необходимо изготовить техническую документацию на каждый земельный участок. В свою очередь, техническую документацию делают частные землеустроительные организации. И предоставление таких услуг также является достаточно длительным и дорогим.
- в-четвертых, для дарения (в случае начисления госпошлины), а иногда — для оформления наследства, необходимо произвести оценку, которую проводят частные оценщики и ныне является достаточно дорогостоящей услугой;
- в-пятых, чтобы подтвердить родственные отношения, в большинстве случаев лицу необходимо опять-таки съездить в районный центр, где находится отдел ГРАГС, для получения повторных свидетельств или обратиться в суд для установления факта родственных отношений.
Поэтому нужно отметить, что оформление любых наследственных прав — это очень сложный, многоэтапный и достаточно длительный во времени процесс, который даже в сегодняшних реалиях не зависит от воли нотариуса.
Кроме этого, когда в селах не хватает нотариусов для того, чтобы люди имели возможность на месте беспрепятственно и комфортно оформить наследственные права, составить завещание или засвидетельствовать верность копии документа, то для решения этой проблемы одного наличия нотариуса в селе мало, когда на его фоне в сельской местности отсутствуют органы земельных ресурсов, отсутствуют отделы миграционной службы и отсутствуют независимые оценщики, нет почтовых или банковских отделений.
При этом, необходимо отметить, что на сегодняшний день именно в районных центрах, где обычно расположены все необходимые учреждения, как раз и работает достаточное количество нотариусов.
Относительно длительного процесса выдачи свидетельств о праве на наследство на протяжении многих лет, то такая ситуация может быть связана с тем, что лицо ее не оформляет из-за нежелания, или не может получить для ее оформления необходимых документов.
Поэтому, если в селе даже появится уполномоченное должностное лицо органа юстиции, который будет совершать нотариальные действия для людей, которые живут в сельской местности, это не решит проблему о необходимости ехать в учреждения, которые находятся в районных центрах.
Как уже отмечалось выше, это не является одноразовой поездкой, а, как показывает практика, в каждое учреждение или предприятие нужно ездить по несколько раз. И стоимость предоставления услуг в таких учреждениях довольно высокая.
В свою очередь, с 2016 года начал действовать Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно некоторых вопросов наследования», согласно которому оформление наследства в сельских населенных пунктах, где нет нотариусов, было возложено на уполномоченных должностных лиц органа местного самоуправления.