Споры, возникшие за пределами избирательного процесса, рассматриваются в общем порядке, — ВС
Споры, возникшие за пределами избирательного процесса или не касаются избирательного процесса (проведение и подготовки выборов), не относятся к избирательных споров в понимании КАС Украины, а поэтому определение юрисдикции таких споров и их рассмотрение осуществляется в общем порядке.
Не допускается объединение в одно производство нескольких требований, по которым законом определена исключительная подсудность разным судам, сообщает пресс-служба Верховного Суда.
К такому выводу пришел ВС в составе коллегии судей Кассационного административного суда, рассмотрев апелляционную жалобу по иску к ЦИК о признании противоправными действий и признании постановления частично недействительным.
Так, в суд обратился кандидат на пост Президента Украины с рядом исковых требований, а именно просил:
- признать противоправными действия ЦИК, нарушающие его права в виде ограничения проверять полноту и достоверность данных Государственного реестра избирателей и осуществлять публичный контроль на автоматизированном рабочем месте, оборудованном специализированным программно-аппаратным обеспечением, расположенным исключительно в помещении ЦИК;
- признать противоправными действия ЦИК как такие, что противозаконно обязывают истца самостоятельно (единолично) проверять полноту и достоверность персональных данных Государственного реестра избирателей;
- признать недействительным постановление ЦИК от 25 октября 2018 №170 «О внесении изменений в постановление Центральной избирательной комиссии от 26 марта 2014 №74» в частях.
Как отмечается, Шестой апелляционный административный суд как суд первой инстанции вернул исковое заявление лицу, которое его подало. ВС согласился с этим решением, отметив, что обжалуемое постановление ЦИК №170 принято ответчиком за пределами избирательного процесса, поэтому не охватывается правоотношениями, которые возникли в ходе избирательного процесса по очередным выборам Президента Украины 31 марта 2019
Верховный Суд выяснил, что этот иск подан в рамках избирательного процесса, о начале которого с 31 декабря 2018 было объявлено постановлением ЦИК от 27 декабря 2018 №253.
Ряд требований истца касается правоотношений, которые возникли во время избирательного процесса и связанные с ним, потому исключительная подсудность по этой части исковых требований относится к юрисдикции апелляционного административного суда в апелляционном округе, включающем г. Киев.
Вместе с тем рассмотрение дела о признании частично недействительным постановления ЦИК №170 как нормативно-правового акта субъекта властных полномочий, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины, должен осуществляться по правилам общего искового производства окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на г. Киев, — отметили в ВС.
Также Верховный Суд согласился с выводами суда первой инстанции о невозможности объединения в одно производство исковых требований, которые надлежит рассматривать по правилам различной подсудности, и разъединение исковых требований с их последующим рассмотрением административным судом (ч. 5 ст. 172 КАС Украины).