Приватность и безопасность сбора данных во время пандемии
Какие данные можно собирать во время пандемии и как это отразится на правах граждан: мировая практика и основные принципы.
Кризис, спровоцированный COVID-19, поставил перед регуляторами всего мира ряд новых вызовов. И помимо угроз медицинских, еще один вопрос стал ребром — что делать с медицинскими данными и где грань пропорциональности их обработки частными и государственными учреждениями.
Критичным стал и вопрос о том, как отслеживать случаи, анализировать статистику и лимитировать скорость распространения коронавируса. Все эти действия упираются в вопрос о приватности и безопасности сбора таких данных.
Одним из популярных методов контроля за распространением вируса стало отслеживание контактов — практика идентификации и мониторинга тех, кто контактировал с заболевшим.
На фоне недавних утечек данных и уязвимостей в безопасности критичных технологий, вопрос безопасности данных о перемещении и заболевании людей стал критичным, и довольно часто — причиной нового регулирования.
Мировая практика
Приватность данных как отрасль формируется на принципах, которые тем или иным образом отражены в законодательных актах. Один из них — пропорциональность общественного интереса и личной приватности. Исходя из этой позиции, регуляторы многих стран выставили требования к тому, какие данные можно собирать, что с ними потом будут делать и как это отразиться на правах граждан.
Начнем с Китая, где обязали использовать данные только для целей борьбы с пандемией и установить жесткие меры безопасности, чтобы предотвратить утечку.
ЕС обязал страны-члены разработать локальные гайды по тому, что и как с этим данными делать в части соответствия GDPR. Ст. 6 GDPR и дополнение 46 предусматривает допустимость обработки данных без согласия человека, если такая обработка необходима для защиты его жизненно важных интересов. Так как глобальная пандемия — это именно такой случай, Европейский Борд Защиты Данных выдал рекомендации о том, как стоит проводить отслеживание контактов и как регуляторы должны участвовать в этом процессе. Важно заметить, что в этих рекомендациях, Борд также ограничил использование данных только в целях борьбы с пандемией.
В Палате Представителей США в мае обе партии предоставили на рассмотрение свои проекты актов, которые регулируют приватность медицинских данных в рамках пандемии. Ранее в феврале, Департамент Здравоохранения США также выдал инструкцию по медицинским данным. Эта инструкция устанавливает ограничения, похожие на выставленные в ЕС, но при этом перекладывает больше ответственности на медучреждение.
Основные принципы
Итого, мы можем проследить несколько основных принципов, преследуемых регуляторами глобально:
- Ограничение обработки данных по целе их сбора;
- Собирать медицинскую информацию могут только организации, у которых на это есть острая потребность;
- Минимизация данных: собирать нужно только те данные, которые прямо влияют на работу организации.
Использование приложения для мониторинга, как это делают в Украине, довольно популярная практика. Учитывая ограничения по сроку хранения на период карантина и использование данных только для минимизации пандемии — сопоставима с глобальными практиками, описанными выше.