Пора отпусков: права пассажира в случае потери багажа или задержки рейса
Многие из нас выбирают путешествия самолетом благодаря скорости передвижения, комфорту и сервису. Однако даже при идеальном планировании, не всегда есть возможность предусмотреть все аспекты: отмена или задержка рейса по погодным условиям, потеря или повреждение багажа по невнимательности или другие неприятные моменты. В таких ситуациях нужно знать свои права, чтобы получить все необходимые вам услуги и комфортно добраться до места назначения.
Права пассажиров, варианты развития событий и размеры компенсаций в Украине детально урегулированы Воздушным кодексом Украины и Правилами воздушных перевозок, утвержденными Приказом Министерства транспорта и связи Украины № 216 от 23.04.10.
Права пассажира в случае задержки рейса
Перевозчик должен предоставить пассажирам питание и прохладительные напитки соразмерно времени ожидания нового рейса; два телефонных звонка или телекс-, факc-сообщения или сообщения электронной почты, исходя из возможностей аэропорта, в случае задержки рейса на срок:
- на 2 часа — для рейсов дальностью до 1500 километров;
- на 3 часа —для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
- на 4 часа и больше запланированного времени отправления для всех остальных рейсов.
Если задержка рейса превышает 5 часов, перевозчик должен предложить пассажиру:
- в течение семи дней возмещение полной стоимости билета по цене, по которой он приобретен, за неиспользованную часть билета и за использованную часть или части билета, если рейс больше не удовлетворяет потребности пассажира, а также при необходимости обеспечить обратный рейс в начальный пункт отправления при первой возможности;
- изменение маршрута, которое осуществляется при соответствующих транспортных условиях: к конечному пункту — при первой возможности или в более позднее время по желанию пассажира и при наличии свободных мест.
Если выполнение задержанного рейса откладывается на день, следующий за днем его выполнения, предусмотренный расписанием и указанный в билете, перевозчик должен предоставить пассажирам номера в гостинице, питание и обеспечить трансфер по маршруту аэропорт – отель – аэропорт.
Права пассажира в случае отмены рейса
При отмене рейса, перевозчик обязан предложить пассажиру:
- в течение семи дней возмещение полной стоимости билета;
- изменение маршрута;
- компенсацию согласно правилам перевозки пассажиров.
Пассажир имеет право на компенсацию, если его не проинформировали об отмене рейса:
- за 2 недели до запланированного времени отправления;
- в течение не более, чем за 2 недели и не менее, чем за 7 дней до запланированного времени отправления, а также предложено изменение маршрута, что позволит отправиться из пункта отправления не позже, чем за 2 часа до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позже, чем через 4 часа после запланированного времени прибытия;
- менее чем за семь дней до запланированного времени отправления, а также предложенное изменение маршрута, что позволит отправиться из пункта отправления не позже, чем за час до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позже, чем через 2 часа после запланированного времени прибытия.
Размеры компенсаций
- 250 евро — для рейсов дальностью 1500 километров или меньше;
- 400 евро — для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
- 600 евро — для рейсов дальностью более 3500 километров.
Перевозчик имеет право уменьшить размер указанной компенсации на 50 процентов, если пассажиру предлагается замена маршрута перевозки в его пункт назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированного:
- на 2 часа — для рейсов дальностью до 1500 километров;
- на 3 часа— для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
- на 4 часа— для других рейсов.
Перевозчик не обязан выплачивать компенсацию, если он может предоставить доказательства того, что причиной отмены рейса была чрезвычайная ситуация, которую невозможно было предотвратить, даже в случае принятия всех необходимых мер.
Если пассажир согласился на продолжение путешествия по измененному маршруту, перевозчик обязан бесплатно предоставить пассажиру:
- питание и прохладительные напитки соразмерно времени ожидания нового рейса;
- места в гостинице в случае, если пассажиры вынуждены ждать отправления в течение одной или более ночей или если время дополнительного ожидания отправки больше, чем предполагалось;
- два телефонных звонка или телекс-, факс-сообщения или сообщения электронной почты, если для этого есть технические условия аэропорта;
- наземный трансфер по маршруту аэропорт – отель – аэропорт.
Если перевозчик не выполняет своих обязанностей, пассажир может обратиться к нему с письменной претензией и с требованием о возмещении понесенных пассажиром убытков.
Права пассажира в случае потери багажа
Если вы не обнаружили на транспортной ленте свой багаж — не стоит паниковать. По статистике 85% багажа находится в первые несколько дней.
1. Обратитесь в офис LOST & FOUND, который есть в каждом аэропорту в зале прилета. Офис работает круглосуточно.
Там вам должны оформить документ, подтверждающий неполучение багажа по прилету в аэропорт назначения — PIR (Passenger Irregularity Report). В этом документе указываются фамилия, имя и отчество пассажира, маршрут перелета, сведения об утерянном багаже (количество мест, вес, номера багажных бирок, отличительные признаки багажа, контактные телефоны пассажира, адрес доставки багажа и т.д.).
Вы также в обязательном порядке должны заполнить таможенную декларацию, в которой указывается информация о наличии в затерянном багаже личных вещей, ценностей, подарков. После окончания процедуры оформления, вам выдадут копию квитанции, где будет указан номер дела и контактный номер телефона. А дальше начинается поиск в глобальной системе поиска утерянного багажа World Tracer.
2. После составления акта в офисе LOST & FOUND, обратитесь в отделение авиакомпании, которая выполняла рейс. Некоторые компании предлагают компенсацию за задержку багажа и / или выдают набор предметов первой необходимости: зубную щетку, пасту, мыло, носки. Также солидные авиакомпании нередко сразу предлагают пассажиру деньги на приобретение вещей первой необходимости, как правило, не более 250 долларов.
Для получения вынужденно потраченных вами денег на приобретение вещей первой необходимости и одежды нужно представить авиакомпании чеки на покупки, сделанные в первый день после составления акта потери багажа. Стоимость приобретенной одежды возмещается только на 50%.
Надо отметить, что компенсация предлагается пассажиру в случае неприбытия багажа в пункт назначения вместе с пассажиром, если пункт назначения не является местом постоянного проживания пассажира. То есть, если вы приехали на отдых и у вас потерялся багаж, то компенсацию вы получите, а если вы вернулись домой, то вас оставят без материальной помощи.
Если багаж не найден в течение 21 дня, он считается потерянным, и авиакомпания обязана оплатить материальный ущерб. Компенсация за потерю и задержку багажа регулируется Варшавской конвенцией и Гаагским протоколом, которые имеют приоритет над местными законами в отношении международных перевозок.
Компенсация за потерянный багаж рассчитывается по принципу: 20 долларов за 1 кг веса. При этом стоимость вещей, которые были в багаже, не учитывается. Но по усмотрению возможна выплата компенсации за потерю дорогой одежды и обуви. Для этого необходимо подать жалобу в течение 18 месяцев с момента пропажи.
Если авиакомпания заботится о своей репутации, она заплатит компенсацию на сумму до 5000 долларов. В противном случае придется обращаться в суд. Иск может быть принят в течение двух лет со дня исчезновения багажа. Помните, что в правилах практически всех авиаперевозчиков пассажирам рекомендуется перевозить документы, деньги, лекарства, ключи, хрупкие вещи, антиквариат и драгоценности в ручной клади.
Путешествуйте безопасно!