Перевозчиков хотят штрафовать за отсутствие комфорта в общественном транспорте
29 декабря во Верховной Раде зарегистрировали законопроект №7468 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях (относительно обеспечения качества перевозок в общественном транспорте)».
Об этом сообщает «Украинское право».
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, необходимость его принятия обосновывается в основном неудовлетворительным состоянием общественного транспорта, которым пользуется большая часть украинцев.
Среди самых распространенных и самых болезненных вопросов, которые выделяет автор законопроекта, можно назвать следующие: отсутствуют кнопки требования остановки, исправные приборы обогрева, кондиционирования, термометры, которые могут быть доказательством нарушения перевозчиком требований и стандартов и тому подобное.
Как следствие, отсутствие минимальных требований к комфорту при перевозке пассажиров в общественном транспорте приводит к тому, что во время сложных погодных условий пассажиры избегают поездок в автобусах или маршрутных такси, а социально уязвимые слои вообще лишены возможности передвигаться таким транспортом в силу состояния здоровья и невозможности перевозчиком обеспечить их минимальные потребности.
Как следствие, по мнению инициатора законопроекта, важно предусмотреть на законодательном уровне более строгую ответственность перевозчиков за неисполнение вышеуказанных требований и условий договора на перевозку пассажиров.
Сейчас единственной действенной санкцией за невыполнение пунктов договора является, собственно, расторжение договора, что практически не реализуется в силу коррупционных связей между сторонами. (…) Также требования к перевозчикам, предусмотренные в законодательстве, обычно не выполняются из-за отсутствия действенного механизма реализации ответственности за нарушения, — говорится в пояснительной записке.
Как результат, законопроектом предлагается внести изменения в КоАП и предусмотреть ответственность, в частности, за осуществление перевозчиками на автобусных городских, пригородных и междугородных маршрутах общего пользования регулярных перевозок пассажиров транспортным средством без исправных в салоне: кнопок требования остановки у каждого выхода, устройства обогрева, кондиционирования и термометра. Такие действия перевозчика будут наказываться штрафом в размере от восьмидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан (то есть от 1360 до 1700 грн.). Штраф будет налагаться на должностных лиц перевозчика или на граждан (если перевозчиком является ФЛП).
Напомним, что сейчас законодательством предусмотрена ответственность за невыполнение лишь некоторых требований к перевозчикам. Эти санкции должны реализовывать должностные лица Национальной полиции Украины и Укртрансбезопасности, но они могут останавливать автобусы только при наличии визуальных признаков неисправности такого транспортного средства. В то же время нарушение ряда других требований и стандартов, включая требования к комфорту пассажиров в общественном транспорте, таким образом проверить невозможно.
Итак, автобусы ездят в ненадлежащем состоянии из-за отсутствия проверок, а перевозчики нарушают требования закона и условия договоров из-за несовершенной процедуру привлечения их к ответственности. Данный законопроект предлагает заполнить такой пробел и положить конец некачественным пассажирским перевозкам, — отмечается в пояснительной записке.
Так, привлечение к ответственности перевозчиков предлагается реализовывать административным комиссиям при исполнительных органах городских, сельских, поселковых советов и должностным лицам, уполномоченным на то исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов, для чего предлагается внести соответствующие изменения в ст. ст. 218 и 255 КУоАП. По мнению автора законопроекта, они будут заинтересованы в реализации закона, ведь прибыль от штрафов будет направляться в местный бюджет. В то же время пробелом остается процедура инициирования проведения такой проверки: сможет пассажир обратиться в контролирующие органы, каким образом должно быть оформлено такое обращение и насколько быстрым будет реагирование на него.
Как видим, предложенный проект закона действительно направлен на обеспечение надлежащего выполнения перевозчиками условий договоров, заключенных с органами местного самоуправления, а также соблюдение важных требований для комфорта и качества перевозок пассажиров. В то же время, штрафы, которые предлагается установить, не являются значительными в рамках оборота предприятия перевозчика, а потому трудно утверждать, что эта санкция будет сдерживать от нарушения норм и стандартов в сфере общественных перевозок. К тому же реализовать новые положения должны должностные лица одной из сторон договора перевозки, что ставит под вопрос эффективность такого контроля за высокой коррупционной составляющей.
Для эффективной реализации предлагаемых изменений особое внимание следует уделить увеличению размера штрафов, а также налаживанию механизма привлечения виновных лиц к ответственности с превращением его в доступный и действенный, который станет своеобразным предохранителем от возможных нарушений.