Ответственность за вождение в нетрезвом состоянии планируют изменить
В Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект, которым предусматривается усовершенствовать процедуру проведения освидетельствования на состояние опьянения, провести градацию ответственности в зависимости от степени опьянения и еще ряд изменений.
Проектом предлагается:
- предусмотреть дополнительное основание для остановки транспортного средства— проведение проверки водителей транспортных средств на состояние опьянения в месте проведения проверки на состояние опьянения (п. 10 ч. 1 ст. 35 Закона Украины «О Национальной полиции»);
- определить основные процедурные моменты проведения проверки на состояние опьянения и гарантии защиты прав лиц, управляющих транспортными средствами и подлежат проверке на состояние опьянения (ч. 3 ст. 35 Закона Украины «О Национальной полиции»);
- смягчить ответственность для водителей, управляющих в состоянии легкого алкогольного опьянения предусмотрев ответственность в виде штрафа без лишения права управлять транспортным средством (ч. 1 ст. 130 Кодекса Украины об административных правонарушениях — далее КоАП);
- предусмотреть обязанность водителя проходить освидетельствование на состояние опьянения и проверку на состояние опьянения (ст. 16 Закона Украины «О дорожном движении»);
- усовершенствовать процедуру освидетельствования на состояние опьянения полицейским с использованием специальных технических средств (ч. 1, 2, 3 ст. 266 КУоАП).
Место проверки на состояние опьянения — это заранее определен, временно оборудован специальными дорожными знаками участок дороги, где несколько экипажей полиции одновременно проводят проверку всех водители транспортных средств, проезжающих в зоне действия знака на состояние алкогольного опьянения. При этом продолжительность и время осмотра должно быть оправдано и незначительно усложнять дорожное движение. Для этого заранее определяется также возможна очередность проверки водителей, когда каждый второй, седьмой, двадцать пятый или в любой другой очередности водитель подлежит проверке.
Решение о проведении проверки принимает руководитель патрульной полиции не позднее чем за 3 дня до проведения такой проверки, и потенциальные места проверки заранее объявляются в средствах массовой информации.
Проект предусматривает также градацию ответственности за управление в состоянии опьянения исходя из степени алкогольного опьянения, а именно:
- от 0,2 до 0,5 промилле в выдыхаемом воздухе и / или крови — штраф 10 200 грн;
- более 0,5 до 1 промилле в выдыхаемом воздухе и / или крови или управление в состоянии наркотического или другого опьянения или повторное совершение нарушения, предусмотренного частью первой статьи 130 КУоАП — штраф 10 200 грн. с лишением права управлять транспортным средством на 1 год;
- более 1 до 2 промилле в выдыхаемом воздухе и / или крови или управление в состоянии наркотического или другого опьянения — штраф 20 400 грн с лишением права управлять транспортным средством на 3 года;
более 2 промилле в выдыхаемом воздухе и / или крови или отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения или проверки на состояние опьянения — штраф 40 800 грн с лишением права управлять транспортным средством на 3 года; - повторное в течение года совершение любого из нарушений, предусмотренных частью второй, третьей, четвертой статьи 130 КУоАП — штраф 40 800 грн с лишением права управлять транспортным средством на 3 года (ч. 1, 2, 3, 4, 5 ст. 130 КУоАП ).
Подтверждение факта нахождения в состоянии опьянения является основанием для проведения освидетельствования на состояние опьянения в общем порядке, с привлечением свидетелей и соблюдения других процессуальных гарантий. Отказ от проверки является самостоятельным составом административного правонарушения и приравнивается к наиболее тяжелой степени алкогольного опьянения.
Остановка, разворот перед местом проверки или другие способы избежать проверки также является самостоятельным основанием для проведения освидетельствования на состояние опьянения.