Какие изменения внесет новый процессуальный кодекс в хозяйственный процесс
Юридическая общественность продолжает обсуждать Проект Хозяйственного процессуального кодекса.
Документ был разработан Советом по вопросам судебной реформы при Администрации Президента Украины. Он содержит множество новшеств, в том числе и не свойственных для хозяйственного процесса. О том, чего следует ожидать юристам рассказал заместитель Председателя Харьковского апелляционного хозяйственного суда Алексей Крестьянинов.
По сравнению с действующим ХПК, — уверен Алексей Крестьянинов, — Проект нового кодекса (далее — Проект) кажется несколько громоздким, поскольку содержит 372 статьи вместо 129 в действующем ХПК. Не исключено, что для лиц, не имеющих юридического образования, Проект будет сложным для восприятия. Однако необходимо отметить, что при создании нормативно-правовых актов законотворцы должны придерживаться определенных требований юридической техники для того, что бы создать совершенный юридический продукт.
Одним из наиболее ожидаемых позитивных изменений является введение в Проекте единой системы электронного суда, что значительно упростит существующий документооборот как для судей, так и для участников процесса. Внимания заслуживает также введение института урегулирования спора судьей, который по заявлению сторон может выступать медиатором и способствовать мирному урегулированию спора путем проведения закрытых и/или общих совещаний.
Прогрессивным шагом является внедрение мер процессуального принуждения, поскольку действующим ХПК предусмотрено наложение штрафа только за неуважение к суду и уклонение от совершения действий, возложенных хозяйственным судом на сторону. В то время как новый Проект предусматривает наступление юридической ответственности по основаниям, препятствующим оперативному и всестороннему рассмотрению дела. Например, наложение штрафа за злоупотребление процессуальными правами, совершение действий или допущение бездеятельности с целью препятствования судопроизводству. К сожалению, сегодня такие случаи нередки и предоставление суду права объективно реагировать на них позволит дисциплинировать стороны и обязать их добросовестно пользоваться своими правами.
Среди важных изменений, седлающих процесс более эффективным также следует отметить: усовершенствование процедуры обеспечения иска и применения встречных обязательств; введение в хозяйственный процесс возможности упрощенного производства; решение вопроса о заключении мирового соглашения на стадии апелляционного и кассационного производства путем признания недействительным решения суда нижестоящей инстанции; введение процедуры возобновления утраченного производства; постоянной коллегии судей; закрепление принципа пропорциональности и арбитражирования.
В то же время, попытка авторов документа унифицировать все судебные процессы, может привести к потере имеющихся преимуществ хозяйственного судопроизводства. В частности чрезмерная детализация и зарегулированность могут повлиять на такой показатель хозяйственного судопроизводства, как оперативность. Хозяйственные суды всегда отличались укороченными сроками рассмотрения дел и их тотальным соблюдением. Значительная формализация процесса и введение несвойственных институтов хозяйственного судопроизводства приведет к увеличению сроков рассмотрения дел, затягиванию судебного процесса, что вряд ли будет способствовать развитию хозяйственных отношений.
Например, введение института свидетелей нельзя назвать позитивной новеллой, поскольку хозяйственные суды рассматривают споры, связанные с предпринимательской деятельностью юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, которая, прежде всего, основывается на заключении хозяйственных договоров. Суд выносит решение на основании доказательств по делу, в которых содержатся фактические данные, устанавливающие наличие или отсутствие обстоятельств, лежащих в основ требований и возражений сторон. В соответствии с действующим ХПК, такими средствами могут быть письменные и вещественные доказательства, заключения экспертов, пояснения представителей сторон и иных лиц, участвующих в судебном процессе.
Несовершенным нововведением в Проекте является обязательное подготовительное заседание, которое будет проводиться не позже 30 дней после открытия производства, а срок общего подготовительного будет составлять 60 дней. В результате имеем увеличение срока рассмотрения дела, при этом не понятно зачем, ведь, в соответствии с Проектом, стороны должны подавать доказательства вместе с исковым заявлением и отзывом.
Достаточно спорным является введение приказного производства в хозяйственном судопроизводстве, которое в гражданском процессе не имеет высокого уровня эффективности.
Проект обсуждался судьями Харьковского апелляционного хозяйственного суда на общих совещаниях.
Источник: Судебно-юридическая газета