Как использовать мнение окружающих для личной мотивации


Каждый из нас — это часть социума, и хотим мы этого или нет, оно влияет на нас. Наше окружение самопроизвольно формирует наши вкусы, интересы, самооценку и восприятие себя как индивида и части общества.

Негативные ожидания, распространенные стереотипы и другие эффекты могут не только заметно испортить ваше настроение, но и привести к более негативным последствиям, депрессии. Говорят, предупрежден — значит вооружен, поэтому вашему вниманию несколько психологических приемов, которые помогут справиться с мнением окружающих и научиться использовать его на благо себе.

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона

Чем больше от нас ждут окружающие, тем лучше мы справляемся со своими задачами и целями.

Если посмотреть на это с другой стороны, то суть данного явления заключается в том, что человек, убежденный в верности той или иной информации, невольно ведет себя таким образом, что данная информация получает подтверждение.

Для подтверждения этой теории были проведены многочисленные эксперименты. Один из них заключался в том, что в начале года школьникам устроили тест на IQ. Учителя не выставляли никаких оценок, но вывесили списки тех, у кого якобы будут высокие шансы хорошо проявить себя в учебе. На деле списки никак не соотносились с результатами теста, а школьники, которые в них попали, были выбраны случайно. Но в итоге именно дети из списков учились лучше тех, кто в них не попал.

Розенталь и Джекобсон объяснили феномен повышенными ожиданиями: преподаватели считали, что одни дети более способные других, уделяли им больше внимания и давали задания повышенной сложности. В результате школьники, которые ничем не отличались от одноклассников в интеллектуальном плане, действительно учились лучше.

Эффект Голема

Негативные ожидания окружающих негативно влияют на наше поведение.

В основе эффекта Голема лежат принципы, схожие в противопоставлении с эффектом Пигмалиона. Так, начальник, ожидая от своего подчиненного низких результатов сам того не подозревая ведет себя так, что провоцирует своего работника на плохой результат. Это так называемый механизм «накликать беду»: то есть, то во что мы верим, может стать реальным. И когда оба: и начальник, и подчиненный, отмечают плохой результат, это является подтверждением их негативных мыслей и веры в отрицательный результат.

Угроза подтверждения стереотипов

Если мы считаем, что принадлежим к какой-то стереотипной группе, мы склонны ухудшать свое поведение, чтобы ей соответствовать.

Это касается любых стереотипов: женщины не умеют припарковать машину; мужчины не умеют собрать чемодан; подростки, которые бродят без дела по улице, опасны; политики лгут; пожилые люди могут свободно распоряжаться своим временем и т. д.

Мы можем считать себя беспристрастными людьми, но на самом деле обнаруживаем предвзятость чаще, чем понимаем или признаем это, — что иллюстрирует следующая история:

Однажды, когда отец вез сына в школу, их машина столкнулась с другой машиной. Отец погиб на месте, а мальчика доставили в отделение экстренной хирургии. Когда хирург вошел в операционную, он взглянул на лицо мальчика и воскликнул: «Боже, это мой сын!» Как такое могло случиться?

Только 25% людей быстро находит правильный ответ: хирургом была мать мальчика. Это вызвано тем, что в нашем понимании хирургом обычно является мужчина.

Угадывание желаний

Мы способны чувствовать, чего от нас ждут окружающие, и менять в соответствии с этим свое поведение.

У этого феномена нет формально закрепленного названия. Он был обнаружен в ходе эксперимента, проведенного в 1970-х ученым из Университета Миннесоты Марком Снайдером и его коллегами.

Группа молодых людей общалась с незнакомыми девушками через наушники и микрофоны — их самих они не видели. Предварительно юношам показали фотографии предполагаемых собеседниц: половине — изображение девушки, внешнюю привлекательность которой группа респондентов оценила на 8 по десятибалльной шкале, а половине — оцененную на 2.

Вопрос исследователей состояла в следующем: будут ли отличаться манеры общения девушек в зависимости от ожиданий юношей? Выяснилось, что да: те, кто разговаривал с молодыми людьми, которые заочно считали их привлекательными, подстраивались под стереотип о манере общения, характерной для привлекательных людей, — говорили более живо и приветливо, чем их коллеги, которые говорили со второй группой.

На основании эксперимента ученые сделали вывод, что даже по манере разговора люди определяют, какие ожидания накладывает на них собеседник, и подсознательно под них подстраиваются.

Полностью избавиться от описанных выше эффектов и сделать так, чтобы ожидания вашего окружения на нас не влияли, невозможно. Однако использовать знания о существовании этих эффектов на благо себе и окружающим все же можно.

x

От халепонька! Ми більше не підтримуємо російськомовну версію сайту. Тому тицяйте на зміну мови, або дивіться архівні матеріали тут. Слава Україні 🇺🇦 Віримо в ЗСУ 💪🏻