Как читать быстрее и запоминать больше
Работа юриста связана с большим количеством материалов, которые нужно обработать, при этом не просто пробежаться глазами, а внимательно вникнуть в суть, не пропустив важные детали. То есть производительность работы юриста часто зависит от его способности быстро и внимательно читать, и запоминать большие объемы информации.
И учитывая то количество интересных книг, которые, я уверена, есть у каждого из нас и все еще ждут своего часа, накапливаясь на полках, и на количество свободного времени в этом быстром ритме современной жизни, овладеть техникой скорочтения, не будет лишним никому.
Как читать быстрее?
1. Не стоит говорить слова в голове
При чтении мы так сказать «слышим» все слова умом, поэтому говорить их «внутри» или тем более «наружу», вслух, — бесполезно. Чтобы избавиться от вредной привычки надо выключить механизм произнесения слов. Для этого предлагаем вам во время чтения жевать жвачку, мурлыкать себе под нос или даже есть.
2. Избегайте «возвратов»
Читая текст, мы часто бессознательно возвращаемся глазами назад или останавливаемся на слове, которое только что прочитали. Такая специфическая особенность очень тормозит процесс. Другого способа избавиться от этой привычки, кроме как признать, что вы это делаете и зафиксировать, когда именно, — нет.
3. Следите за текстом
Истинно магическая техника, говорю вам! Возможно, вы помните, как в начальных классах водили под словами пальцем или карандашом и следили за указателем движениями головы? Время вспомнить детство! Оказывается, таким образом ускоряет процесс чтения. Но не забывайте концентрироваться на каждом слове, чтобы хорошо усвоить всю информацию.
4. Пропускайте те части, которые вам не нужны
Человек владеет искусством чтения только наполовину, если не добавил к этому умение пропускать ненужный текст, — однажды сказал бывший британский премьер-министр Артур Джеймс Бальфур.
Эту технику принято называть «skimming», то есть смотровое чтения. Пользуйтесь ею, когда ваша задача — это быстро получить общее представление о содержании текста. Предлагаем стратегию для эффективного скимминга, созданную профессором Дэвидом Дэвисом:
- Начинайте читать книгу из введения или предисловия. Внимательно их прочитайте, чтобы понять в чем главная фишка книги и где находится нужная вам информация;
- Прочитайте последнюю главу или окончание;
- Пробегитесь по всем главам. В них прочитайте первый и последний параграфы.
5. Сначала авторский текст, потом ссылка
Книги (да, впрочем, и юридические тексты, документы) обычно содержат ссылки на другие работы, объяснения, доказывающих или дополняют точку зрения автора. Эта информация очень вредит скорочтению, создает мешанину в голове, отвлекает от чтения. Не нужно при появлении ссылки прерывать чтение и лезть изучать комментарии. Стоит сначала уловить суть, а затем заполнять пробелы в восприятии ее деталей. Хотя, признаемся, если ничего не понятно, если текст не клеится, а ссылка не дает покоя, то лучше посмотреть.
Как запоминать больше?
1. Делайте заметки
Если у вас есть такая возможность, активно работайте с текстом: выделяйте, зачеркивайте, пишите заметки, примечания и т.д. Для этого быстро посмотрите текст, или быстро перечитайте, чтобы понять его суть и выделить части, которые вас больше всего интересуют. Так из массива текста, вы можете выбрать наиболее важные его части и уже более подробно разбирать их.
2. Создайте собственное содержание
Случается, что трудно запомнить, на какой странице находится существенная для вас информация. Особенно трудно, когда таких страниц десятки или даже сотни. В таких случаях коротко запишите собственный смысл, который состоял бы из терминов, названий, формул, имен или других ключевых лично для вас элементов работы, а после — указывайте страницу, на которой указана информация.
3. Пересказывайте содержание
Бывает, что мы понимаем, о чем идет речь в документе, но если нас об этом спрашивают, четко и понятно изложить суть нам сложно. Проговорите про себя то, что вы поняли, что вам осталось невдомек, и какая еще информация нужна, чтобы ваш рассказ был полным и совершенным, если вам, например, нужно будет передавать эту информацию в суде, выступать на конференции или перед коллективом.