К Закону Украины «О государственной службе» разработали научно-практический комментарий
К Закону Украины «О государственной службе» разработали научно-практический комментарий, который разъясняет его положения.
Мы ставили себе задачу, чтобы этот комментарий отвечал на вопросы, какова цель каждой отдельной нормы и какие конституционные или международно-правовые основы показывают связи между различными нормами. Но одна из крупнейших задач — это ответить на проблемные вопросы: как практик должен действовать, когда что-то четко не урегулировано, — рассказал Виктор Тимощук, заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ, эксперт по публичной администрации, во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре, передает «Украинское право».
Мы поняли, что для того, чтобы конкретно и четко подходить к выполнению конкретных норм закона, они нуждаются в научно-экспертном разъяснении. Именно тогда возникла идея по подготовке научно-практического комментария. Мы пытались делать его максимально адаптированным к конкретным потребностям органов государственной власти. Он практико-ориентированный и выходит из конкретных задач, конкретных проблем, которые сегодня волнуют всех, кто причастен к реализации Закона о государственной службе и имплементации его положений, — отметил Константин Ващенко, председатель Национального агентства Украины по вопросам государственной службы.
К подготовке комментария привлекли теоретиков, практиков, а также авторов разработчиков самого проекта Закона. Комментарий к каждой статье включает описание цели статьи, исторические параллели, сравнения с предыдущим Законом «О государственной службе», параллели с практикой других стран, анализ всех подзаконных актов, параллели с другими законами. Комментарий также содержит отдельный раздел — приложение, в котором описали европейский опыт в сфере государственной службы. Над этим разделом работали немецкие специалисты.
Мы ориентировались на удовлетворение двух категорий — во-первых, практиков, которые применяют этот закон в ежедневной деятельности. Но есть другая категория читателей — ученые, политики, законодатели, студенты, которые должны, читая этот комментарий, думать и осмысливать тенденции развития законодательства о государственной службе, думать и оценивать, где авторам удалось найти правильное решение проблем, а где, возможно, была допущена ошибка, и эти ошибки исправлять путем внесения изменений в этот закон. Поэтому он сознательно сделан очень структурировано, — рассказал Игорь Колиушко, председатель правления Центра политико-правовых реформ (ЦППР).
Одной из самых больших проблем в подготовке научно-практического комментария было найти правильное соотношение норм трудового законодательства и нового закона о государственной службе, добавил Виктор Тимощук.
Хоть как разработчики закона не пытались сделать так, чтобы закон был публично-правовым по своему характеру и максимально полно урегулировал все отношения в сфере государственной службы, к сожалению, во многих случаях, мы вынуждены обращаться в Кодекс законов о труде и другие законодательные акты в сфере трудового законодательства. Найти этот баланс и правильно решить, когда какую норму применить, было одним из самых сложных задач,— пояснил он.
Главный элемент, который мы воплотили — это доктринальный элемент. Мы получили научное обоснование реформы [государственной службы] и этим определили приоритеты дальнейшего развития государственной службы в Украине. Поскольку стратегия реформирования государственной службы была рассчитана на 2017 год, то, я думаю, это в определенной степени является ее доктринальным продолжением, — добавил Владислав Федоренко, директор Научно-исследовательского центра судебных экспертиз по вопросам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Украины.
Комментарий содержит текст Закона «О государственной службе» по состоянию на сентябрь 2017 года.