30 гарантированных законом прав, которые сделают путешествие Украинской железной дорогой более комфортным
Сезон отпусков в разгаре и многие из нас выбирает для путешествия именно поезд, ведь он имеет ряд неоспоримых преимуществ: можно комфортно разместиться, поспать, заказать еду или напитки, а если выбрать ночной поезд, то не тратить драгоценного времени в течение дня.
Однако ваше путешествие может стать еще более комфортным, поскольку «Укрзализныця» предоставляет широкий спектр услуг, которым мы не пользуемся только потому, что не знаем о них. А такие возможности закреплены в частности в Приказе Министерства транспорта и связи Украины № 1196 от 27.12.2016 «Об утверждении Правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины», Инструкции проводника пассажирских вагонов, утвержденной приказом Укрзализныци от 01.09.2003 № 234-Ц и других законодательных актах.
1. Один человек имеет право приобрести по одному обращению в кассу до 9 проездных документов включительно независимо от направлений и проездные документы на обратный проезд или на проезд из пункта пересадки к ним.
2. Разбудить вас при подъезде к вашей конечной станции – это прямая обязанность проводника.
3. Пассажир поезда имеет право попросить выключить музыку, если она ему мешает.
4. Пассажир поезда имеет право попросить у проводника одеяло независимо от времени года.
5. Персонал поезда должен быть вежливым. Это закреплено в правилах перевозки пассажиров.
6. У проводника можно взять ремень безопасности для ребенка или взрослого пассажира, если он путешествует на верхней полке. Эти ремни безопасности есть в поездах всегда, и их обязаны предоставлять пассажирам верхних полок по первому требованию. Если предоставленный ремень на ваш взгляд недостаточно крепкий, вы можете попросить его заменить.
7. Туалетная бумага и мыло обязательно должны быть в наличии в санузле поезда.
8. Пассажир имеет право не только не сдавать кровать, но и не убирать ее за собой. Уборка постельного белья входит в должностные обязанности проводника.
9. Предварительное застилание полок постельным бельем осуществляется проводниками в вагонах СВ. По желанию пассажиров проводник оказывает помощь в застилании постельного белья инвалидам, больным, пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
10. В случае отказа пассажира от оплаченной услуги предоставления чая он может забрать с собой чайный набор – пакетики чая и сахара.
11. Пассажир в поезде может лечь спать в любое время, а не только в ночные часы.
12. В обязанности проводника также входит подъем и опускание верхних полок.
13. Если вы перепутали поезд, вы имеете право вернуться на начальную станцию бесплатно.
14. Если кто-то из пассажиров курит, вы можете требовать от проводника, чтобы он принял меры. Также вы имеете право попросить проводника утихомирить шумных пассажиров.
15. Если вы направляетесь в одной из промежуточных станций, при желании и при наличии свободных мест в этом вагоне вы можете продолжить поездку дальше станции, указанной в проездном документе (кроме вагонов с переменным трафаретом). В этом случае вы должны заранее заявить об этом проводнику вагона (начальнику поезда), который оформляет вам документы на дальнейший проезд как за новую поездку.
16. Если ваше место в поезде занял другой пассажир, проводник обязан выделить вам другое. Если предоставленное место находится в вагоне классом выше, вы не должны ничего доплачивать, но если новое место в вагоне классом ниже, вам обязаны вернуть разницу в стоимости билета.
17. Вы имеете право один раз осуществить остановку на любой промежуточной станции, расположенной на маршруте выданного вам проездного документа. В таком случае не позднее одного часа после прибытия поезда нужно предъявить свой проездной документ дежурному по вокзалу, начальнику станции или начальнику вокзала для постановки отметки “Остановка с продолжением срока действия билета”.
18. Вы можете купить железнодорожный билет уже у проводника, если по какой-то причине не смогли или не успели сделать это в обычной кассе. При этом проводник обязан выдать вам стандартный билет на поезд, такой же, как и в обычной кассе.
19. Если пассажир проехал свою станцию, вернуться на станцию назначения он может бесплатно.
20. Если вы отстали от поезда, то имеете право продолжить поездку без доплат. Сообщите о своей проблеме начальнику станции, на которой оказались. Он свяжется с начальником поезда, на котором вы ехали, чтобы проводники проследили за вашими вещами и сняли их с поезда на ближайшей станции, остановка на которой по расписанию составляет 10 и более минут. Помните, что пассажир имеет право бесплатно доехать до той станции, на которой окажутся его вещи, а затем продолжить путь на другом поезде, обновив билет в кассе. Доплачивать за новый билет не требуется.
21. Если вы потеряли деньги и документы, вы можете поручить кому-то купить билет на ваше имя (запрос на покупку можно сделать по телефону или факсу). Такой билет на поезд, который отправляется со станции, на которой вы находитесь, может быть оформлен с любой точки страны. Купить билет таким способом можно не менее чем за 3:00, и не ранее, чем за 2 суток до отправления поезда.
22. Пассажир имеет право садиться в любой вагон поезда. Например, если вы опаздываете на поезд, и до его отправления успеваете дойти только до первого или хвостового вагона, а в вашем билете указаны места в другом конце поезда, вы можете сесть в любой ближайший к вам вагон.
23. Если вам нужно предъявить билет для отчетности после поездки, например, для оформления командировки, вы можете обратиться к проводнику, и он вернет вам ваши проездные документы. Обратите внимание на билет, который вам возвращают – проводник может ошибочно отдать не ваш билет, а проездной документ одного из соседей. Стоимость билетов на поезд, купленных на разных станциях, может отличаться.
Если проводник не может найти ваш билет, обратитесь к начальнику поезда – вам составят акт о потере билета, и на его основании выдадут новый ж / д билет для отчетности перед бухгалтерией.
24. Пассажир при наличии свободных мест может переоформить проездной документ на поезд, который отходит ранее, в вагон высшей (низшей) категории, или осуществить замену мест, указанных в проездном документе, на места любого вагона такой же категории.
25. Если вы забыли свой билет, например, оставили его у человека, который провожал вас на поезд, он должен не позднее чем в течение часа после отправления поезда предъявить забытый вами документ начальнику вокзала (станции). Начальник станции даст телефонограмму начальнику поезда, на котором вы едете, и вам выпишут новый проездной документ на весь путь следования. Стоимость телефонограммы оплачивается заявителем.
26. Если вы купили электронный билет с QR-кодом, не обменивайте его на обычный. Распечатайте, но показывайте его со смартфона. Если они не смогут его отсканировать, это проблемы проводника, а не ваши.
27. Пассажиры, которые приобрели проездные документы в вагон СВ и в вагоне 1-го класса “Интерсити +”, не осуществляют оплату за пребывание (вход) в сервис-центре и зале повышенного комфорта в сутки отправления поезда.
28. Вы можете пользоваться розетками в вагонах поезда бесплатно в любое время, это не зависит от того, стоит поезд или едет.
29. Температурный режим должен быть комфортным для поездки. Если вам очень жарко, или холодно, вызывайте начальника поезда с правовыми нормами перевозки пассажиров. В них вы сможете увидеть разрешенные температуры перевозки пассажиров в разные сезоны. Если условия перевозки не соответствуют указанным, начальник поезда может вам бесплатно предоставить такое же по классу место в другом вагоне, или так же бесплатно повысить класс.
30. В случае опоздания пассажира в пункт пересадки по вине перевозчика (опоздание или отмена согласованного поезда) и на желание продолжить поездку перевозчик должен отправить пассажира без взимания платы следующим поездом, чтобы пассажир прибыл на станцию назначения с минимальным опозданием.