ВС вынес постановление о начале исчисления срока на обжалование постановления следственного судьи
Если следственный судья со ссылкой на ч. 2 ст. 376 Уголовно-процессуального кодекса Украины принял постановление и объявил его резолютивную часть, а полный текст постановления объявил в другой день, срок подачи апелляционной жалобы исчисляется со дня объявления резолютивной части решения.
Такой вывод сделала Объединенная палата Кассационного уголовного суда в составе Верховного Суда, рассмотрев кассационную жалобу защитника лица на постановление апелляционного суда об отказе в восстановлении срока на апелляционное обжалование и возвращении его апелляционной жалобы на постановление следственного судьи местного суда. Этим постановлением отказано в удовлетворении жалобы защитника лица на постановление прокурора военной прокуратуры о закрытии уголовного производства в связи со смертью подозреваемого.
В кассационной жалобе защитник указал, что 4 мая 2018 было провозглашено только резолютивную часть постановления следственного судьи, а полный ее текст — 10 мая 2018. По его мнению, отсутствие полного текста судебного решения влечет неосведомленность об обстоятельствах, которые суд признал установленными со ссылкой на доказательства, а также мотивы, по которым суд исходил при вынесении такого решения, что делало невозможным подачу апелляционной жалобы в соответствующий срок. Защитник отметил, что суд апелляционной инстанции не учел очевидных фактов в пользу уважительности причин пропуска срока на апелляционное обжалование.
Коллегия судей Первой судебной палаты КУС ВС передала уголовное производство по этой кассационной жалобе на рассмотрение ОП КУС ВС в связи с тем, что считала необходимым отступить от заключения о применении норм уголовного процессуального закона в подобных правоотношениях, изложенных в нескольких постановлениях коллегий судей Первой и Второй судебных палат: в случаях, когда следственный судья со ссылкой на требования ч. 2 ст. 376 УПК Украины объявляет резолютивную часть решения, а полный текст объявляет в другой день, срок апелляционного обжалования исчисляется с момента провозглашения резолютивной части судебного решения. По мнению коллегии судей, которая передала дело на рассмотрение ОП КУС ВС, такое вычисление должно начинаться со дня объявления полного текста постановления.
Как отмечается в постановлении коллегии судей ОП КУС ВС, из материалов уголовного производства видно, что решение следственного судьи вынесено с вызовом защитника лица, который присутствовал в судебном заседании 4 мая 2018 во время принятия соответствующего решения. Таким образом, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 395 УПК Украины срок на апелляционное обжалование постановления следственного судьи исчисляется со дня объявления указанного постановления. При решении вопроса о том, какой именно день считать днем оглашения постановления следственного судьи: день объявления резолютивной части постановления или день оглашения полного ее текста, суд должен руководствоваться предписаниями ст. 376 УПК Украины.
По смыслу этой статьи дата вынесения решения, в том числе и постановления следственного судьи, которая непосредственно связывается с датой выхода суда из совещательной комнаты, и именно с этой даты, которая отмечается во вступительной части постановления, начинается течение срока на апелляционное обжалование.
Несмотря на то, что вынесение постановления следственным судьей не связано с решением дела по существу, а уровень сложности жалоб, которые передаются на рассмотрение следственным судьям, обычно не является таким, что требует времени для составления решения по их решению, объявление следственным судьей в порядке ч. 2 ст. 376 УПК Украины только резолютивной части постановления имеет место преимущественно в исключительных случаях и никоим образом не влияет на определенный процессуальным законом порядок исчисления срока апелляционного обжалования.
По ходатайству заинтересованных лиц их незнание мотивов принятого следственным судьей решения может быть признано уважительной причиной пропуска срока апелляционного обжалования и основанием для его обновления в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 117 УПК Украины.
Из материалов производства усматривается, что 14 мая 2018 защитник обратился с апелляционной жалобой на решение следственного судьи, одновременно заявив ходатайство о восстановлении срока апелляционного обжалования. Он сослался на то, что до 10 мая 2018 года не знал о мотивах вынесенного следственным судьей решения, а потому в определенный процессуальным законом пятидневный срок не мог привести обоснованных доводов о незаконности оспариваемого постановления.
Однако указанные доводы остались без внимания суда апелляционной инстанции, который не предоставил им никакой оценки и, несмотря на наличие объективных обстоятельств, которые помешали защитнику своевременно обжаловать постановление следственного судьи, безосновательно отказал в восстановлении срока на апелляционное обжалование.
При таких обстоятельствах, говорится в постановлении ОП КУС ВС, кассационная жалоба защитника подлежит удовлетворению, а постановление апелляционного суда — отмене с назначением нового рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Постановление Верховного Суда доступна по ссылке, добавлено также отдельное мнение судьи.
Фото: Max Pixel