Ограничительное предписание как новелла ГПК Украины: основания для обращения в суд и условия для применения


Выдача ограничительного предписания является мерой воздействия на обидчика, которая может использоваться только в интересах пострадавших и в случае наступления определенных факторов и рисков.

К такому выводу пришел Верховный Суд в составе коллегии судей Первой судебной палаты Кассационного гражданского суда в постановлении от 21 ноября 2018 (кассационное производство № 61-19328св18) в результате пересмотра дела № 756/2072/18.

Заявительница обратилась в суд с заявлением о выдаче ограничительного предписания, ссылаясь на то, что ее муж совершает домашнее насилие по отношению к ней, жестоко обращается с детьми, не обеспечивает их материально, преследует и угрожает физической расправой, создает условия, которые негативно влияют на эмоциональное и психологическое состояние детей. В связи с этим заявитель просила суд выдать ограничительное предписание, направленное на обеспечение безопасности пострадавших, сроком на шесть месяцев, которым определить определенные меры временного ограничения прав лица, совершившего домашнее насилие, и возложение на него обязанностей.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, с выводом которого согласился апелляционный суд, считал, что требования заявителя не подтверждены доказательствами по делу. Кроме того, между сторонами существует спор по определению места жительства, порядка и способа общения с детьми, их воспитания, поскольку заявительница вместе с малолетними детьми выехала из постоянного места их проживания и препятствует отцу в общении с ними. Неопровержимых доказательств в подтверждение совершения домашнего насилия в понимании Закона Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» заявитель в суд не предоставила, а потому оснований считать, что имеющиеся риски наступления тяжелых последствий для заявителя и малолетних детей в связи с отказом суда в выдаче ограничительного предписания нет.

Верховный Суд согласился с таким выводом судов предыдущих инстанций, разъяснив судам основания для обращения и условия для применения ограничительного предписания.

Базовым нормативно-правовым актом, регулирующим спорные правоотношения, является Закон Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию». Этот Закон определяет организационно-правовые основы предотвращения и противодействия домашнему насилию, основные направления реализации государственной политики в сфере предотвращения и противодействия домашнему насилию, направленные на защиту прав и интересов лиц, пострадавших от такого насилия.

Кроме требований Закона Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию», к спорным правоотношениям подлежат применению правила СК Украины.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» ограничительное предписание относительно обидчика — это установленная в судебном порядке мера временного ограничения прав или возложение обязанностей на лицо, совершившее домашнее насилие, направленное на обеспечение безопасности пострадавшего лица.

Частью 3 ст. 26 этого Закона предусмотрено, что решение о выдаче ограничительного предписания или об отказе в выдаче ограничительного предписания принимается на основании оценки рисков.

В п. 9 ч. 1 ст. 1 упомянутого Закона оценка рисков — это оценка вероятности продолжения или повторного совершения домашнего насилия, наступления тяжких или особо тяжких последствий его совершения, а также смерти пострадавшего лица.

Исходя из содержания указанных норм, суды при рассмотрении такого заявления должны предоставлять оценку всем обстоятельствам и доказательствам по делу, решать вопрос о соблюдении прав и интересов детей и родителей, а также обеспечить недопущение необоснованного ограничения одного из родителей в реализации своих прав в отношении детей в случае безосновательности и недоказанности требований заявления другого родителя.

При рассмотрении вопроса о наличии оснований для выдачи ограничительного предписания суды должны устанавливать, каким формам домашнего насилия подвергался заявитель, и оценивать риски продолжения в будущем домашнего насилия в любом его проявлении.

Суды первой и апелляционной инстанций не установили случаев домашнего насилия в отношении заявительницы и малолетних детей, а также рисков наступления насилия в будущем. Зато судами установлено наличие между родителями спора об определении места жительства детей и порядке участия в их воспитании, что не может расцениваться как насилие в семье.

С полным текстом постановления можно ознакомиться по ссылке.

x

От халепонька! Ми більше не підтримуємо російськомовну версію сайту. Тому тицяйте на зміну мови, або дивіться архівні матеріали тут. Слава Україні 🇺🇦 Віримо в ЗСУ 💪🏻