В Украине вступил в силу закон о правовом статусе лиц, пропавших без вести
Сегодня, 2 августа 2018 года, вступил в силу Закон Украины «О правовом статусе лиц, пропавших без вести». Вчера документ опубликовали в официальном парламентском издании «Голос Украины».
Закон определяет правовой статус лиц, пропавших без вести, и обеспечивает правовое регулирование отношений, связанных с установлением и учетом, поиском и социальной защитой таких лиц и их родственников.
В законе определяется понятие «лицо, которое пропало без вести», которое будет использоваться кроме уже имеющегося понятия «безвестно отсутствующее лицо», содержащиеся в Гражданском кодексе Украины.
Законом установлено, что лицо приобретает статус такого, которое пропало без вести, с момента подачи заявления об исчезновении человека без вести и его розыск или по решению суда. Вместе с тем родственники лица, пропавшего без вести, имеют право знать информацию о судьбе своих близких, в частности местонахождение человека или место и обстоятельства гибели и место захоронения. Также имеют право получить останки погибшего.
Иностранец или лицо без гражданства, которое исчезло на территории Украины, приобретает правовой статус лица, пропавшего без вести, в порядке, предусмотренном настоящим Законом, если такое лицо находилось на территории Украины на законных основаниях.
В случае если лицо, которое пропало без вести на территории Украины, является гражданином другого государства, Национальная полиция Украины обязана в установленном законодательством порядке уведомить уполномоченные органы государства, гражданином которого это лицо является, о факте его исчезновения и о результатах его розыска.
Закон предусматривает создание Комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Это должен быть постоянно действующий консультативно-совещательный орган Кабмина. Его образуют для обеспечения координации деятельности государственных органов, уполномоченных на учет и / или розыск лиц, пропавших без вести.
В состав Комиссии входят представители, определенные Нацполицией, СБУ, Генпрокуратурой, Минобороны, комитетом по правам человека, уполномоченным по правам человека, ДержЧС, Министерством по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц, Международным Комитетом Красного Креста. Количество и персональный состав Комиссии определит Кабмин.
Все члены комиссии, кроме председателя, выполняют свои обязанности на общественных началах.
Основная задача Комиссии — выяснение судьбы лиц, пропавших без вести во время участия в АТО, постоянного проживания или пребывания в районе проведения АТО или ООС, вооруженного конфликта или военных действий на территории Украины, массовых беспорядков внутри государства, а также в связи с чрезвычайными ситуациями природного или техногенного характера.
В административном кодексе предусмотрели наказание за невыполнение законных требований Комиссии, препятствование ее деятельности, предоставление ложной, неполной информации или с нарушением сроков. За это чиновникам грозит штраф от 1700 до 4250 грн, а за повторное нарушение в течение года — от 4250 до 6800 грн.
Уголовный кодекс теперь включает новую статью под названием «Насильственное исчезновение». Так, арест, задержание, похищение, лишение свободы человека представителем государства, в том числе иностранного, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 5 лет. Приказ о таких действиях, или необращение по такому факту в уполномоченные органы, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 7 лет.
Закон предусматривает создание Единого реестра лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Комиссия обеспечивает ведение такого реестра и является его держателем. Однако администратором Реестра становится госпредприятие в управлении Минюста.
Комиссия является держателем Единого реестра лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах. Реестр создается для сбора, накопления и централизации сведений о таких лицах, а также учета информации, необходимой для их эффективного розыска.
В Реестре содержатся сведения о:
- розыске лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах;
- информация, позволяющая идентифицировать лицо, пропавшее без вести при особых обстоятельствах, в которую входят имя лица, место и дата его рождения, семейное положение, место его проживания, территория, на которой произошло исчезновение, обстоятельства и время исчезновения, приметы лица, которое пропало без вести при особых обстоятельствах;
- наличие или отсутствие судебного решения о признании разыскиваемых лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, безвестно отсутствующими или объявлении их умершими в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальном кодексе Украины, информация о неопознанных останках лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах, и связанные с ними вещи;
- другая информациа, которая может способствовать розыску лица, пропавшего без вести при особых обстоятельствах.
При наличии достоверной информации о том, что лицо, пропал без вести при особых обстоятельствах, умерло, Комиссия дает заключение о наличии обстоятельств, свидетельствующих о смерти этого лица, и направляет его родственникам лица.
Достоверной информацией о смерти лица есть результаты анализа и сопоставление информации об изъятии человеческих останков, предоставленной поисковыми группами, посмертной информации о таких останках, предоставленной бюро судебно-медицинской экспертизы, информации о профилях ДНК и результатах сопоставления ДНК, предоставленные ДНК-лабораториями, с информацией, которая известна о лице, пропавшем без вести, в том числе пропавшым без вести при особых обстоятельствах. Эта информация содержится в комплексном отчете об идентификации.
В случае невозможности идентификации человеческих останков информация, которая может способствовать ее осуществлению, в частности дата и место нахождения человеческих останков, данные полного посмертного изучения, в том числе особые приметы, возраст, телосложение и т.д., одежду и личные вещи, образцы и профили ДНК, полученные в ДНК-лабораториях, фиксируются в пределах компетенции, определенной законодательством, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере здравоохранения, и соответствующими подразделениями Министерства внутренних дел в Украине и вносится в Реестр.