Органы местного самоуправления хотят освободить от уплаты судебного сбора
В Верховной Раде зарегистрирован проект Закона о внесении изменений в статью 5 Закона Украины «О судебном сборе» об освобождении органов местного самоуправления от уплаты судебного сбора.
Авторы законопроекта напоминают, что до вступления в силу Закона Украины «О судебном сборе», органы местного самоуправления в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины «По государственной пошлине» от 21.01.1993 № 7-93 освобождались от уплаты государственной пошлины. Закон Украины «О судебном сборе» заменил ранее существующую государственную пошлину на судебный сбор (размер которого в несколько раз больше) и лишил органы местного самоуправления льгот по его уплате. Кроме того Закон о судебном сборе установил уплату судебного сбора за рассмотрение процессуальных документов, которые ранее не нуждались в уплате государственной пошлины (апелляционная и кассационная жалобы на решение суда, заявление о принятии мер и обеспечении иска, присоединение к апелляционной и кассационной жалобам и др.).
В Законе Украины «О судебном сборе» было предложено кардинально другой подход к урегулированию вопроса о предоставлении льгот органам местного самоуправления при тех или иных обращениях в суд, что не позволяет им в полном объеме осуществить защиту интересов территориальных общин, поскольку иски по «спорам, связанным с отчуждением земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости», не являются типичными для органов местного самоуправления и ситуации, побуждающие для представления таких исков возникают очень редко, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Требования по уплате судебных расходов органами местного самоуправления, предусмотренные действующим Законом Украины «О судебном сборе», практически лишили органы местного самоуправления способности защищать права территориальных общин, которую они имели на основании положений Декрета Кабинета Министров Украины «По государственной пошлине». В условиях тотального дефицита бюджетных ресурсов (когда не хватает средств даже на заработную плату работников бюджетной сферы) изобрести, тем более оперативно, средства на оплату судебных расходов практически невозможно.
Фактически нормы Закона о судебном сборе являются дискриминационными, поскольку противоречат предписаниям части третьей статьи 22 Конституции Украины, ведь сужают и ограничивают объемы прав не просто отдельных граждан, а их больших сообществ — территориальных общин. В то же время, Закон о судебном сборе устанавливает льготы по его уплате для широкого круга органов государственной исполнительной власти.
Таким образом, при принятии Закона о судебном сборе не была учтена специфика задач и полномочий органов местного самоуправления, которые по своей природе призваны отражать и защищать права территориальных общин. Кроме того, взыскание государственной пошлины из органов местного самоуправления нарушает один из основных принципов местного самоуправления, определенных Европейской хартией местного самоуправления и статьей 4 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» относительно государственной поддержки и гарантий местного самоуправления в Украине.