Боти-юристи спрощують життя

Уже сьогодні в Україні існують боти-юристи, які консультують з багатьох юридичних питань, укладають договори, допомагають при оформленні угод та ін.

Про можливості та особливості таких ботів, а також про майбутнє юриспруденції Loйeр поспілкувався з одним із їхніх творців, юристом-інноватором з компанії Bot & Partners Микитою Підгайним.

Расскажите более подробно о ботах?

  • Во-первых, надо объяснить сам термин бот.  Потому что в понимании большинства – это скорее негативное явление в интернет-пространстве. Бот – это специальная программа, которая по заданному алгоритму выполняет какие-либо действия через интерфейсы, что использует пользователь. Bot&Partners – сервис, который предоставляет юридическую помощь пользователям и бизнесу через бота. Простыми словами – мы работаем над созданием таких ботов, обучаем их и видим, насколько это эффективно.

У вас большая команда?

  • Нет. У нас всего три юриста и один маркетолог. То есть, только один нормальный человек (смеется), но все работают в сфере IT.

Первый шаг, который Вы сделали?

  • Сначала мы создали прототип. Это был бот, который консультировал по регистрации бизнеса, защите IP, прав потребителя, легальному получению оружия и сопровождению ДТП. Но во время hill innovating justice challenge мы решили сфокусировать проект. Сейчас мы отрезали все лишнее и сосредоточились на функционале для стартаперов и IT компаний.

Если говорить про бизнес, какие основные ошибки стартапов?

  • Чаще всего – это не урегулированные взаимоотношений между фаундерами.

Какие последствия?

  • Либо они не могут договориться по какому-то вопросу, либо им сложно получить инвестиции. Как правило, это приводит к конфликту и к невозможности решить его.

Вы помогаете разрешать его?

  • Нет. Мы помогаем избежать его. Мы рассказываем заранее, какие документы надо сделать для того, чтобы в конфликтной ситуации был документ, в котором будет сказано, что делать.

Например?

  • Это может быть либо джентльменское соглашение, либо pre shareholders agreement. Первое – это просто написанный на бумаге договор, но его в большинстве случаев хватает. Когда мы создаем какой-то стартап, мы как правило друг другу доверяем, ибо иначе зачем нам вообще что-то начинать? Мы определяем все основные моменты, как дальше идти. Это помогает выложить все свое видение проекта на бумаге и периодически к нему возвращаться. К примеру, как мы вводим новых участников, как выходим из проекта, сколько времени тратим, планируем привлекать инвесторов или нет. Если вы это с начала оговорите, то потом вам будет легче договорится. Следующая ошибка – это не передача интеллектуальной собственности. Скажем, некоторые стартапы привлекают какого-то программиста, но договор не заключают. В этом случае авторское право принадлежит программисту. Если с ним проект расстался, то по сути весь код вам не принадлежит. А если вы приходите к инвестору, один из первых вопросов, которые он задаст: есть ли у вас интеллектуальная собственность.

Каким образом программист передает код?

  • Заключается договор, в котором одним из пунктов – передача авторских прав.

К примеру, я хочу воспользоваться вашими услугами, что мне надо сделать?

  • Зайти на страницу, справа есть кнопка – «отправить сообщение». Нажимаете ее, и бот начинает с вами общаться.  Наша задача вести коммуникацию с человеком так, если бы он сидел с юристом в непринужденной обстановке, задавал вопросы, а тот давал понятным языком ответы. Понятным – это с одной стороны ключевое слово, а с другой – то, над чем мы больше всего работаем. Юристам очень сложно писать понятные консультации.

Это платно?

  • Вся консультация бесплатная. Однако, когда человек идет по диалогу, рано или поздно он выйдет на услуги, которые могут быть платными. Например, составление договора на разработку программного обеспечения. Он будет стоить в районе 25 долларов.

За какие еще услуги предусмотрена монетизация?

  • Скоро появится регистрация торговых марок. В основном, мы будем предоставлять все услуги, что и обычный юрист. Но из-за того, что все автоматизировано –  это будет быстрее и дешевле.

Что в этом случае делает бот?

  • Бот может объяснить в простой форме, нужна ли вам ТМ, когда она нужна, какие процессы произойдут и т.д. Бот здесь выступает не как программное обеспечение, которое регистрирует ТМ (в Украине это невозможно). Он может предоставить консультацию, собрать информацию о человеке и по оплате. Дополнительно в автоматическом режиме он может помочь патентному поверенному подготовить некоторые документы. Это автоматизация взаимоотношений с клиентом, по большому счету. Обычно торговая марка оформляется достаточно долго.

По срокам бот ее будет оформлять такое же количество времени?

  • Есть ускоренная процедура – 6 месяцев, и стандартная – до полутора лет. У нас тоже будет ускоренная регистрация ТМ, точно так же, как у любого патентного поверенного. Основная временная затрата в работе патентного офиса, который регистрирует ТМ. То есть бот не может ускорить процесс оформления, который предусмотренный законодательством.

В Telegram принцип работы бота тот же?

  • Да. Единственное, в Telegram есть NLP (natural language processing) – распознавание естественного языка. Оно позволяет нам понимать простые запросы пользователей. Это значительно упрощает навигацию, однако минус заключается в том, что если человек задает вопрос, а консультации по этому вопросу у нас еще нет – бот не сможет правильно ответить. Пример: человек спрашивает о налогах, а у нас этого блока нет. Следовательно, мы не сможем ответить на его вопрос. Скоро NLP появится и в Facebook.

Как вы думаете, за этим будущее? Чего ждать?

  • Я думаю, все будет разделено на два лагеря. Самые продвинутые юристы будут заниматься нетиповыми вещами: к примеру, законотворческой деятельностью в сфере криптовалюты. Вторая когорта юристов будет заниматься автоматизацией рутинных задач. В принципе, тем, чем занимается сейчас наша команда. Мы можем систематизировать юридические алгоритмы и положить их в технический продукт, софт, то есть бота.

Ваш совет молодым юристам.

  • Современный юрист должен понимать, как работают технологии. К примеру, мы сейчас делаем внутренних ботов, которые могут выполнять совершенно разные задачи. Грубо говоря – всю рутину. Работники компании заходят в боты, выбирают несколько опций, и бот подтягивает им нужную информацию, производит расчет и пр. Бот может выполнять очень много вещей: от бронирования конференц-залов, заказа канцелярии до проведения первичного собеседования (задает определенные вопросы, после чего мы понимаем подходит человек или нет). Эти внутренние боты появляются уже в некоторых компаниях, и скоро юристов-индивидуалов как таковых не будет. Либо они будут очень узкоспециализированы.

Повлияет ли активное использование ботов на юрбизнес (особенно на частных юристов)?

  • Очень сильно! Потому что частные юристы, по моему мнению, крайне неэффективные. Частники могут остаться только в очень узких вопросах. Например, это могут быть юристы, которые занимаются открытыми данными. Таких на сегодняшний день очень мало – человек пять. Это узкая специфика.

А в регионах?

  • Тут вопрос в том, как быстро до них дойдут технологии – интернет, смартфоны, многое другое.

Какие еще возможности будут у вашего бота?

  • Мы планируем, что наш бот через 3 года должен закрывать 80% вопросов, которые будут возникать у бизнеса либо у людей. Начиная от оформления огнестрельного оружия, заканчивая помощью при ДТП. Сейчас внутри бота очень много людей, которым нужны разные вещи. Мы не можем одновременно строить все и для всех. Я всегда говорю, что наша инновация – это не бот. Наша ключевая инновация в том, что мы можем дать 20-страничную юридическою консультацию в формате диалога и объяснить все простым языком – чтобы человек понял, куда ему идти и что делать. Мы сделали лимит – отправляем не больше 300-400 символов, в одном сообщении. Это для клиента тоже проще, понятнее. Он влияет на диалог, может задавать дополнительные вопросы через кнопки.

Объясните на примере.

  • Это легко сделать на примере составления расписки. Есть огромное количество ситуаций, когда, либо родственники, либо друзья просят одолжить деньги.  В такой ситуации не всегда есть возможность сказать: «да секундочку, я позвоню юристу»… А тут вы пока пьете кофе, можете с помощью бота получить необходимый документ – либо распечатать, либо взять салфетку и написать. Вам лишь нужно отвечать на вопросы в диалоге. Бот автоматически формирует расписку и в итоге выдает «заточенный» под ваши параметры документ. Важный нюанс: там остается поле для подписи. Это важно для того, чтоб остался образец почерка, в случае возникновения каких-либо вопросов.

    _______________

    Если вы хотите распросить лично Никиту о его стартапе, или у вас есть комментарии/предложения/ремарки пишите ему в Facebook  или на нашу почту loyer.com.ua@gmail.com.

    Іnnovation startup — это наша новая рубрика. Стартаперы, которые, имеют инновационные идеи, инвесторы и другие заинтересованные лица, которые бы хотели стать бизнес-ангелами, менторами или в любой другой способ присоединиться к проектам — welcome. 

Вам також має сподобатись...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *