Защита авторского права, как по нотам: Муза vs Фемида



О защите авторского права на песни, музыку, фонограмму, а также о том, на что имеют право авторы аранжировок, ремиксов и каверов.

 Авторские права на текст песни

Представим, что, проснувшись утром вас посетила муза. В голове сами собой сложились строчки песни, что очевидно потянут на звание хита.

Вы тут же записываете их в заметки, напеваете на диктофон, печатаете на ноутбуке или другим образом фиксируете на материальном носителе. Поздравляем!

С этого момента вы автор песни и обладатель множества прав, как имущественных: исключительное право на использование песни и запрет такого использования, так и неимущественных: право признаваться автором, право на имя, право на защиту репутации автора (ст.ст. 11,14,15 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»).

Регистрация таких прав не обязательна, работает презумпция авторства (Ф.И.О.+ год публикации + © (знак охраны авторского права). Но для официального документального подтверждения и для дальнейшей защиты – рекомендуем и даже настаиваем на такой регистрации. Несложную процедуру в Украине проводит Минэкономики в течении 3-4 месяцев.

 Авторские права на музыку

Текст песни готов, как быть с музыкой?

Среди самых распространенных вариантов создания музыки для песни, можем выделить следующие:

  1. Когда автор текста песни одновременно и автор музыки – здесь все имущественные и неимущественные права принадлежат одному человеку. Остается закрепить эти права за собой надлежащим образом, и вы полноценный правообладатель.
  2. Заказываем написание музыки у композитора/саунд-продюсера – в этом случае у композитора возникают самостоятельные права на музыку. В этом случае зарегистрировать заказчика музыки как автора музыки – не получится, так как нарушаются права композитора. Выход в данной ситуации – составление договора о передаче (отчуждении) имущественных прав на музыку или же составление договора авторского заказа. До того, как вам написали музыку, в таком договоре прописываете, что должно быть создано композитором и условие, что все имущественные права после написания музыки перейдут вам.
  3.  Написание музыки совместно с другим автором/композитором – такой вариант предусматривает, что вы будете соавторами музыки и права между вами должны быть оформлены договором. В нем необходимо прописать все детали дальнейшего использования и права соавторов (ст. 13 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах). Вознаграждение за использование музыки будут принадлежать соавторам в равных долях, если в договоре вы не предусмотрели другое.

Если вы композитор, саунд-продюсер или звукорежиссер, создаете музыку на заказ, то также заключайте договора со своими заказчиками. В таком договоре вы можете и не передавать все права заказчику, а лишь выдать лицензию на использование. В этом случае за вами тоже остается право на использование вашей композиции. 

Интересную особенность имеет выплата вознаграждения за музыку, созданную для аудиовизуальных произведений (фильмов, сериалов и т.д.). В ст. 17 Закона Украины «Об авторском праве…» предусмотрено, что автор музыки (что была создана для аудиовизуального произведения) сохраняет за собой право на справедливое вознаграждение за каждое следующее использование, опубликование произведения.

Пора заглянуть с нашим хитом на студию звукозаписи, где поговорим о правах на фонограмму

Права на фонограмму – это такая категория как смежные права (права исполнителей, производителей фонограмм, права организаций эфирного и кабельного вещания). Она необходима, если вы планируете использовать песню на радио, телевидении и в любых других случаях, где не будете петь вживую).

Как же получить эти права на фонограмму?

Как правило, вы приходите в студию/к звукорежиссеру, платите за аренду студии, записываете классную фонограмму, но помните, что вы заплатили только за работу и аренду студии, а не за права на фонограмму. И в таком случае звукорежиссер может воспользоваться этим нюансом, записав другому артисту максимально схожую с вашей фонограмму, что точно не играет в вашу пользу.

При записи фонограммы вы обязаны заключить письменный договор о передаче/получении прав со своим звукорежиссером, в котором укажите: срок, территорию, стоимость, права и обязанности сторон, касательно чего заключен договор (в нашем случае фонограмма) и детально пропишите работу звукорежиссера.

Рекомендуем составить такой договор до похода в студию звукозаписи и приходить уже подготовленным.

Если такой договор вы не подписывали, но решили идти продвигать свою песню на радио/телевидении, распространить песню в itunes/play music и других сервисах, то там будут требовать у вас подтверждение прав на фонограмму, запрашивать информацию у вашего звукорежиссера.

Если до этого момента вы соблюли все необходимые процедуры, а нужные договоры подписаны – то теперь смело можете зарабатывать на своем творчестве.

Исполнитель – не автор, но права имеет.

Затронем еще одну категорию не менее важных прав – права исполнителя.

Часто при той же записи фонограммы участие принимают и другие лица. В качестве исполнителей могут участвовать вокалисты, бэк-вокалисты, музыканты и т.д. и да, у них тоже есть свои, хоть и смежные, но права. 

Если подробнее, то исполнитель имеет неимущественные права на:

  • признание его исполнителем;
  • требовать, чтобы его имя/псевдоним указывалось при каждом исполнении, записи, опубликовании;
  • защиту чести и репутации его как исполнителя.

А среди имущественных ему принадлежат право запрещать или разрешать:

  • ведение прямых эфиров его исполнения;
  • взапись исполнения в фонограмме;
  • распространение фонограмм с его участием;
  • коммерческий прокат.

С исполнителем также нужно заключать письменный договор и обязательно указать срок, территорию, стоимость, права и обязанности сторон.

Теперь предлагаем рассмотреть варианты использования вашей песни третьими лицами… да-да, это распространенные случаи.

На самом деле, использование песен и других произведений возможно только в случае получения разрешения от правообладателя. Либо тогда, когда закончился срок правовой охраны произведения, согласно ст.ст. 28, 30 ЗУ «Об авторском праве…», это 70 лет после смерти автора, в случае соавторства – 70 лет после смерти последнего соавтора.

Изменение произведений. На что имеют право авторы аранжировок, ремиксов, каверов…

Предположим, что ваша песня уже популярна на просторах интернета. Любой желающий может ее прослушать и решает сделать, к примеру, аранжировку или ремикс, что чаще всего наблюдаем.

В юридическом понимании – это производное произведение. Это творческая переработка другого, уже существующего, произведения –без нанесения вреда его охране. К примеру: аннотация, адаптация, аранжировка, обработка фольклора, другая переработка произведения, или его творческий перевод на другой язык.

Создавая ремикс на песню – мы получаем уже новое произведение, даже учитывая, что это переработка. Соответственно, появляются имущественные и неимущественные права на этот ремикс, но уже у нового автора.

Создание другим автором ремикса на вашу песню, не прекращает и не ограничивает ваши права на оригинал песни. То есть такие два произведения могут существовать одновременно. Но это законно только лишь в том случае, если перед созданием ремикса было получено соответствующее разрешение у автора песни (правообладателя).

 Такое разрешение (лицензионный договор) обязательно должно быть письменным с указанием сроков, территории и на каких условиях автор песни разрешает использовать ремикс. И только после получения такого разрешения, можно начинать переработку песни (создавать ремикс).

Вы все правильно прочли… Именно начинать. То, что песня до этого момента была в свободном бесплатном или платном доступе – еще не дает права на ее переработку.

Зачастую, первичный автор песни может дать вам разрешение на переработку, но в дальнейшем использовать и зарабатывать на новом произведении (ремиксе) может и запретить. Тогда у вас остаются права быть указанным как автор такого ремикса.

Но есть и позитивная сторона, когда автор песни не запрещает вам использовать и распоряжаться созданным ремиксом. Тогда вы являетесь полноценным правообладателем/автором этого ремикса, можете размещать его на площадках интернета и простыми словами – монетизировать.

И помните, что письменное разрешение (лицензионный договор) обязательно (его у вас могут потребовать для распространения и опубликования). Не полагайтесь только на порядочность контрагента, проконсультируйтесь с юристом/адвокатом. Ведь договор – это не только права, но и обязанности.

Правильно составленный договор откроет вам новые горизонты для творчества и сможет защитить его. А не правильный – перечеркнет ваши усилия, время и даже может привести к большим финансовым потерям.

К слову о финансах, первичный автор песни может предоставить разрешение на переработку, но с условием выплаты ему роялти (вознаграждение за авторские права). Это может быть, как единоразовый платеж, так и периодические выплаты, к примеру, за каждое публичное использование.

Все условия оплаты также должны быть прописаны в разрешении (лицензионном договоре) с автором. Но многие правообладатели на бесплатных условиях предоставляют вам такое разрешение с целью популяризировать свое произведение.

Вышеуказанная процедура применяется для всех видов изменений/переработки произведений: аранжировок, ремиксов, диджей-сэтов, каверов и т.д.

Также, Высший хозяйственный суд Украины от 10.11.2015 по делу 910/19751/14 в своем постановлении подытожил:
«Созданные в результате переработки производные произведения – являются отдельным объектом авторского права, а следовательно и объектом правовой охраны. Любая переработка произведения может иметь место только на основании договора с автором. Произведение определяется производным независимо от степени изменений – и в случае полной переработки, и при совершенно незначительных изменениях».

Итак, для того, чтобы защитить свое производное произведение от незаконных посягательств других лиц и получить документ, подтверждающий авторство и время создания произведения, рекомендуем реализовать следующую процедуру:

  • подписать лицензионный договор с правообладателем,
  • зарегистрировать авторское право на производное произведение.

 Кроме того, если говорить о регистрации производного авторского права, в состав которого входит много композиций, то есть несколько вариантов: регистрация авторского права на производное произведение, на каждую отдельную композицию, или регистрация авторского права на весь музыкальный альбом с аранжировкой. Все варианты имеют свои преимущества и недостатки. Для каждого конкретного случая рекомендуется подобрать индивидуальный вариант защиты.

Что делать если не нашли правообладателя?

К сожалению, на практике бывает сложно определить лицо, которому принадлежит авторские права на песню. Поэтому сбором роялти за использование песен занимаются также отдельные организации – коллективные организации управления авторскими правами.

В их распоряжении часто пребывают тысячные каталоги различных песен. Можно обратиться в одну из таких организаций и купить права на использование – «очистить права», путем подписания договора.

Помните, если вы не можете найти правообладателя, это не дает вам автоматическое право использовать произведение. В таком случае, обратитесь за консультацией к специалисту либо в организацию коллективного управления авторскими правами.

Ответственность

Но что же ждет нарушителя, который, к примеру, скачал песню в интернете, сделал на нее аранжировку/ремикс/кавер, выложил где-нибудь на своем YouTube-канале и начал зарабатывать на этом, не учитывая, какая ответственность может наступить?!

1) Основным инструментом привлечения к ответственности таких интернет-нарушителей является страйк на YouTube-канал, блокировка канала, блокировка контента, блокировка веб-сайта.

Для этого при запросе на блокировку правообладатель подтверждает свои авторские права (сканом свидетельства, договора) и сайт/канал блокируют.

  2)  Также нарушителю может прийти претензия с требованиями от правообладателя, как с условием выплаты компенсации, так и в виде простого предупреждения для прекращения нарушения /удаления контента.

  3) Из более радикальных мер можем выделить – подачу исков в суд и взыскание компенсации за нарушение авторских прав. Такие иски предъявляются правообладателями достаточно часто. А в большинстве случаев в суды обращаются уже нами упомянутые Организации коллективного управления авторскими правами, так как зачастую получили такое право от правообладателя произведения.

  4) Высшая мера ответственности может наступить в случае если нарушитель нанес ущерб правообладателю в значительном размере. А это, согласно ст. 176 Уголовного кодекса Украины – начиная от 21 020 грн. Размер ущерба правообладатель скорее всего будет рассчитывать из стоимости своего лицензионного договора.

За такое нарушение наступает уголовная ответственность в виде: штрафа, исправительных работ или даже лишения свободы.

Подводя итоги можно заметить, что на музыкальном рынке все имеют права: кто-то авторские, а кто-то смежные. В наше время защита этих прав набирает обороты. Поэтому – не поддавайте риску и не пускайте на самотек свои труды, а наоборот зарабатывайте на своем творчестве. 

И помните золотое правило: «Пользуйтесь произведениями других авторов так – как бы вы хотели, чтобы пользовались вашими (а значит законно и с разрешения). Творите! Пускай вас никогда не покидает муза… и чувство ответственности за свои права.

Авторы: Александр Рябец, адвокат  
Евгения Матюшенко, юрист

__
Редакция может не разделять точку зрения авторов в разделе «блоги».

x

От халепонька! Ми більше не підтримуємо російськомовну версію сайту. Тому тицяйте на зміну мови, або дивіться архівні матеріали тут. Слава Україні 🇺🇦 Віримо в ЗСУ 💪🏻