Законопроект о ГБВЮ: амбиции и реалии

В своем блоге для издания «Резонанс» Анатолий Маркевич проанализировал законопроект «О Государственном бюро военной юстиции». Lойеру показалось, что это очень актуальная тема, требующая вашего внимания.

Бороться с преступлениями в военных формированиях сейчас фактически некому. Есть военная прокуратура, которая лишена полномочий проводить досудебное расследование. Такие полномочия имеет Государственное бюро расследований, но его самого еще нет и неизвестно когда оно заработает. Да и с тем состоянием законодательства и конкурса на должности работников, которые должны расследовать военные преступления, слабая надежда, что даже после начала их работы в воинских формированиях она будет эффективной.

После 2-х лет обещаний и разговоров наконец появился законопроект «О Государственном бюро военной юстиции» и его намеревались представить 29-30 мая в Харькове на конференции «Реформирование системы военного юстиции Украины: современное состояние и перспективы».

Как отметил Анатолий Маркевич, немного странно, что этого не было сделано неделю назад, когда в Харькове на базе того же Национального юридического университета проходила международная конференция под эгидой Женевского Центра по демократическому контролю над вооруженными силами (DCAF) и Консорциума военных академий «Партнерство ради мира» на тему «Реформа военной юстиции — выявление потребностей и возможностей стран переходного периода в Восточной Европе, Южном Кавказе и Центральной Азии». Мероприятие организовано на средства международных организаций и имело широкое международное представительство. А конференция на аналогичную тему 29-30 мая — за наши с вами государственные средства налогоплательщиков.

Скорее всего имел значение принцип: «Кто платит — тот и заказывает музыку». Поэтому для законопроекта заранее запланировали положительные отзывы. Участников конференции приглашали по тому же принципу.

Что же нового и полезного содержит в себе этот долгожданный законопроект?

Положительным является то, что законопроектом предлагается восстановить и сосредоточить в новом органе наблюдательную (контрольную) деятельность в воинских формированиях и других объектах оборонного направления. Уже много говорилось и писалось, что после отмены так называемого «общего» надзора прокуратуры дисциплина лучше не стала. И было бы целесообразным усилить государственный надзор (контроль) в какой-то умной и полезной форме.

Основное назначение Государственного бюро военной юстиции — расследование преступлений в воинских формированиях, в самом законе упомянуто несколькими строками. Содержание этой функции раскрывается в заключительных и переходных положениях, предусматривающих внесение изменений в различные законодательные акты в случае принятия этого закона.

Предложенные изменения в ст. 216 УПК Украины по подследственности ГБВЮ откровенно порадовали. 4 года руководство военной прокуратуры упиралось против введения субъектной подследственности в военных формированиях, а здесь ее предложено. Это явный позитив и шаг вперед.

Теперь об основных недостатках

При вдумчивом прочтении законопроекта (ст. 5) становится заметным, что функция государственного надзора (контроля) изложена неудачно, общими фразами и не устанавливает границ этого надзора (контроля), позволяет ее расширенное толкование. С такой формулировкой это может быть всеобъемлющий контроль за всей деятельностью военных силовых структур. А это уже опасно, так как ставит руководителя ГБВЮ над всеми ими. Вряд ли эти руководители военных силовых структур согласятся с такой формулировкой, которая допускает двоякое расширенное толкование. По принципу правовой определенности закон должен быть сформулирован четко и не допускать возможности его субъективных толкований.

Откровенно режет глаза неграмотное изложение перечня объектов надзора (контроля), особенно основных объектов в военной сфере. Учитывая, что этот законопроект более 2-х лет разрабатывался в кабинетах военной прокуратуры, стыдно для тех, кто причастен к его подготовке, не знать законодательно закрепленную структуру военных формирований.

За несколько лет военной службы можно было бы уяснить, что Министерство обороны Украины и Вооруженные Силы Украины — это два разных объекта, каждый из которых имеет свои особые функции и структуру. А государственные оборонные заказы и государственные закупки, которые согласно законопроекту должны приоритетно контролироваться ГБВЮ, преимущественно делают структурные подразделения Министерства обороны, которое не включено к объектам надзора (контроля).

Конечно, можно объяснять, что Министерство обороны имеется в виду под «другими военными формированиями». Однако, учитывая, что именно оно является главным распорядителем бюджетных средств на оборону, оно должно было бы стоять на первом месте.

Вызывают вопросы полномочия работников ГБВЮ при осуществлении этого государственного надзора (контроля), закрепленные в ст. 20. Чего стоит только п. 4, согласно которому работники ГБВЮ «истребуют и получают по письменному требованию информацию, которая содержит банковскую тайну, относительно операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица – субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени в порядке, установленном законом». Для всех правоохранительных органов существует банковская тайна, которая раскрывается исключительно через разрешение суда. А вот работник ГБВЮ возносится над законом и имеет право получить такую ​​информацию только по своему запросу? Явный перебор!

А как вам пункт 5, согласно которому работники ГБВЮ «имеют право опечатывать хранилища, помещения (за исключением жилья и другого владения лица), брать их под охрану на время, необходимое для обеспечения доступа к ним, в порядке, определенном законодательством»? Это же прямой путь для субъективного произвола. Захотел и опечатал, поставил охрану, благо, в распоряжении имеется вооруженная военная полиция. Сколько будет длиться «время, которое необходимо для обеспечения доступа к ним», неизвестно.

Так же нечетко и неконкретно прописан в ст. 21 порядок проведения надзорных (контрольных) проверок инспекторами ГБВЮ. Среди полномочий Бюро в ч. 5 указана возможность обращения в суд с иском по результатам проверок. Но согласно действующему законодательству в определенных случаях это является исключительно прокурорской функцией. Право ГБВЮ обращаться с иском в интересах конкретного юридического лица или государства вообще не предусмотрено. ГБВЮ между строк тихонько хочет взять на себя еще и некоторые прокурорские полномочия.

К сожалению, в документе много подобных нюансов о предоставлении ГБВЮ слишком широких полномочий, даже за пределами действующего законодательства. Законопроект в этой части создает основания для субъективизма и произвола должностных лиц ГБВЮ. Поэтому эта наблюдательная (контрольная) функция требует очень и очень тщательной и детальной доработки. Чтобы она была полезной для государства, а не возможностью произвольных действий правоохранителей под прикрытием закона.

При явном позитиве по определению субъектной подследственности для ГБВЮ это направление также вызывает ряд вопросов. Зная трепетное отношение нынешнего руководства военной прокуратуры к вопросам подследственности, чтобы иметь возможность выходить за пределы военных формирований, не обошлось без интересных нюансов.

Пунктом 3 предложено поручить ГБВЮ расследование правонарушений, «совершенных военнослужащими воинских формирований, разведывательных и правоохранительных органов Украины».

Учитывая, что действующая часть 4 ст. 216 УПК Украины относит подследственность преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, в компетенцию Государственного бюро расследований, между прочим, незаметно предложено «откусить» часть полномочий Государственного бюро расследований в пользу ГБВЮ.

Одновременно это является попыткой вывести из подследственности военнослужащих самого ГБВЮ, в случае совершения ими правонарушений. Государственному бюро расследований демонстративно отдано в подследственность голову ГБВЮ, что ставит его в один ряд с высшими должностными лицами государства. Для того, чтобы порадовать личные амбиции, пригодится даже такая жертва. Но возможные правонарушения всех военнослужащих ГБВЮ согласно этому законопроекту должны расследоваться … следователями самого ГБВЮ.

Формулировка пункта 6 настолько неконкретна и «резиновая», что при свободном его толковании, что есть сейчас характерным, позволяет отнести к подследственности ГБВЮ практически любое служебное или корыстное преступление.

Бросается в глаза и упоминание в нескольких статьях законопроекта о возможности определения подследственности военным прокурором, который будет осуществлять процессуальное руководство следствием ГБВЮ. Цель этого понятна — возможность расследовать все, что будет интересным руководителю ГБВЮ. Так, как сейчас это есть в военной прокуратуре. Предохранителей этого законопроект не содержит, хотя это, с учетом реалий, представляется актуальным.

В законопроекте также кратко и малозаметно упомянуто о такой функции ГБВЮ, как финансовый аудит (ст. 6 п. 20 ст. 19). Нейтральная формулировка не привлекает внимания: «финансовый аудит, проверка и мониторинг государственных закупок, по выполнению оборонного заказа, контроль за целевым, эффективным использованием бюджетных средств военными формированиями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса».

Однако, дьявол, как всегда, кроется в деталях. Пунктом 7 переходных и заключительных положений предусмотрено дополнить ст. 1 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» небольшим абзацем:

Осуществление государственного контроля в Вооруженных Силах Украины, других воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях, исполняющих государственный оборонный заказ, обеспечивает Государственное бюро военной юстиции в установленном законодательством порядке.

Вот так, незаметно и ненавязчиво, руководитель ГБВЮ хочет контролировать финансовые потоки всех военных формирований Украины. Например, министр обороны является распорядителем многомиллиардного оборонного бюджета. Сейчас он подконтролен только Счетной палате. А согласно этому законопроекту он станет подконтролен в финансовых вопросах еще и некоему голове ГБВЮ. И не только он, но и командующий Национальной гвардией, и председатель Пограничной службы и даже глава СБУ, так как она укомплектована военнослужащими.

Пожелает председатель ГБВЮ и проверит кого-либо из них, правильно ли там розпоряжаються финансами. Будто полезна для государства функция, но как тут не вспомнить, что в тех же руках финансового контролера еще и право на осуществление государственного надзора (контроля) в других вопросах, а главное — и свой орган досудебного расследования, то от такого объема полномочий и сосредоточение власти в одних руках становится жутко. Это будет монстр среди государственных органов, аналогов которому не существует! Интересно, что скажут на это руководители военных формирований, когда дочитаются к деталям?!

Вершиной желания подмять под себя всех и вся, а одновременно и показателем непонимания полномочий других органов и места ГБВЮ, предложена поправка к ст. 41 УПК Украины:

Оперативные подразделения Главного управления разведки Министерства обороны Украины, Службы внешней разведки Украины, Управления государственной охраны Украины осуществляют следователи (розыскные) действия и негласные следственные (розыскные) действия в уголовном производстве по письменному поручению следователя органов Государственного бюро военной юстиции, прокурора военной прокуратуры.

Это — пример впечатляющего незнания действующего законодательства, согласно которому перечисленные органы могут действовать исключительно в пределах, определенных Законом Украины «О разведывательных органах Украины». Участие в уголовном производстве никак не может быть предметом деятельности их оперативного аппарата. Это просто смешно, ГБВЮ желает, чтобы им помогали расследовать уголовные преступления разведчики и оперативные работники ГУР Минобороны Украины, СВРУ, УГО! Если это прочитают руководители этих органов, они будут долго смеяться над несовершенством авторов законопроекта.

Также поражает объем полномочий председателя ГБВЮ. Согласно законопроекту он назначается на должность Президентом Украины с согласия Верховной Рады Украины на срок 5 лет. По порядку назначения он равен генеральному прокурору и председателю СБУ.

Должность может занимать два 5-летних срока подряд. Уволить его с должности согласно ст. 7 практически невозможно.

Полностью самостоятелен в определении структуры органа, сам решает, что и как сформировать, кого куда назначить. Все назначения на руководящие должности в ГБВЮ делает самостоятельно. Он имеет дисциплинарную власть в отношении всех подчиненных. Правда, в законопроекте забыли указать объем этой власти.

Подает предложения по численности личного состава ГБВЮ. Правда, почему-то через Министра обороны.

Общую численность ГБВЮ устанавливает Верховная Рада. Как для Вооруженных Сил, Нацгвардии, других военных формирований. Вот это уровень, так уровень.

Включается в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины. То есть, за один стол с высшим руководством государства.

Практически бесконтрольный в своей деятельности. Контролируется только Президентом Украины и председателем соответствующего комитета Верховной Рады (ст.29), которым подает отчеты раз в год. Никакого общественного контроля.

Имеет просто заоблачный уровень предусмотренного законопроектом денежного обеспечения. Согласно ст. 27 должностной оклад председателя этого органа предлагается в 50 минимальных заработных плат. 2018 год это 50 х 3723 = 186 150 грн. Плюс другие надбавки, плюс надбавка за выслугу лет, которых нет ни в ВСУ, ни в других органах — до 80%. Плюс киевский коэффициент 1,2. В целом месячная зарплата руководителя — более 300 000 грн. Это равняется годовому уровню заработной платы большинства высших должностных лиц Украины. Наверное, это для полной независимости от всех и вся. Уровень оплаты выше, чем у руководителей НАБУ, ГБР раза в 3-4.

Ну как, не слабо ?! Найдите еще должностное лицо с подобным объемом полномочий и прав. Ну разве что Президент имеет больше. Такой себе Вице-Главнокомандующий, которой может все контролировать, за всем наблюдать, но ни за что не отвечать. Амбиции в возможного кандидата на главу ГБВЮ просто заоблачные.

Эти же амбиции и явная недостаточность фундаментальных знаний основ права заблудили разработчиков этого законопроекта между ветвями власти. По прописанным в законопроекте функциям Государственное бюро военной юстиции должно было относиться к исполнительной ветви власти. Но как же так? Подчиняться будут премьер-министру! Поэтому по порядку назначения и некоторым другим нюансам создания и функционирования ГБВЮ авторами законопроекта фактически отнесено к президентской ветви власти. Хотя сделано это максимально завуалировано.

Но полномочия президента Украины определяются Конституцией Украины и там нет ни слова ни о назначении им председателя Государственного бюро военной юстиции, ни об этом Бюро вообще. Поэтому вывод напрашивается один — в предложенном виде ГБВЮ будет неконституционным органом.

Несмотря на наличие в законопроекте интересных и полезных для государства, его военных формирований идей, которые способствовали бы улучшению воинской дисциплины и правопорядка, обороноспособности государства, личные амбиции и желание приравнять главу Держбюро военной юстиции к высшим руководителям государства, отсутствие фундаментальных юридических знаний и впечатляющий непрофессионализм идеологов и создателей этого законопроекта сводят все это на нет.

__
Редакция может не разделять точку зрения авторов в разделе «блоги».

x

От халепонька! Ми більше не підтримуємо російськомовну версію сайту. Тому тицяйте на зміну мови, або дивіться архівні матеріали тут. Слава Україні 🇺🇦 Віримо в ЗСУ 💪🏻