Суд разъяснил законность представительства «интересов государства» в административном суде органами прокуратуры


Пресс-служба Житомирского окружного административного суда сообщила об увеличении количества случаев поступления в суд исков органов прокуратуры в «интересах государства». При этом представителями прокуратуры к материалам искового заявления не предоставляются никакие надлежащие, допустимые, достоверные и достаточные доказательства в подтверждение фактов неосуществления защиты интересов государства соответствующим субъектом властных полномочий.

Довольно часто в таких случаях суд не соглашается с доводами прокурора и невозможностью самостоятельного обращения субъекта властных полномочий по указанному иску в суд как на основание для представительства прокурором интересов государства в суде, — говорится в сообщении.

Суд дает разъяснения этой ситуации:

С учетом того, что понятие «интересы государства» является оценочным, прокурор или его заместитель в каждом конкретном случае самостоятельно определяют со ссылкой на законодательство, на основании которого подается иск, в чем именно произошло или может произойти нарушение материальных или других интересов государства, обосновывает в исковом заявлении необходимость их защиты и отмечает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях.

Таким образом, «интересы государства» охватывают широкий и одновременно не определенный четко круг законных интересов, которые не поддаются точной классификации, поэтому их наличие должно быть предметом самостоятельной оценки суда в каждом конкретном случае обращения прокурора с иском. Чрезмерная формализация «интересов государства», особенно в сфере публичных правоотношений, может привести к необоснованному ограничению полномочий прокурора в защиту общественно значимых интересов там, где это действительно нужно (аналогичная позиция изложена в постановлениях Верховного Суда от 25 сентября 2018 по делу №822 / 238 / 15 административное производство №К / 9901/53795/18 (ЕГРСР № 76701362) и от 25.04.2018 по делу № 806/1000/17).

Вместе с тем, пункт 3 части первой статьи 131-1 Конституции предусматривает возможность представительства прокурором интересов государства в исключительных случаях.

Согласно части 3 статьи 23 Закона Украины «О прокуратуре» прокурор осуществляет представительство в суде законных интересов государства в случае нарушения или угрозы нарушения интересов государства, если защита этих интересов не осуществляет или ненадлежащим образом осуществляет орган государственной власти, орган местного самоуправления или иной субъект властных полномочий, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия, а также в случае отсутствия такого органа. Наличие таких обстоятельств обосновывается прокурором в порядке, предусмотренном частью четвертой настоящей статьи.

Итак, защищать интересы государства должны прежде всего соответствующие субъекты властных полномочий, а не прокурор. Чтобы интересы государства не остались незащищенными, прокурор выполняет субсидиарную роль, заменяет в судебном производстве соответствующего субъекта властных полномочий, который вопреки требованиям закона не осуществляет защиту или делает это ненадлежащим образом. В каждом таком случае прокурор должен привести (а суд проверить) причины, которые препятствуют защите интересов государства надлежащим субъектом, и которые являются основаниями для обращения прокурора в суд.

В случаях обращения представителя органа прокуратуры в суд, он не может считаться альтернативным субъектом обращения в суд и заменять надлежащего субъекта властных полномочий, который может и хочет защищать интересы государства.

Основания представительства прокурором интересов государства выясняются прежде всего судом первой инстанции, который имеет достаточно широкое усмотрение (дискрецию) в оценке оснований обращения прокурора.

В случае разрешения спора по существу беспочвенность обращения прокурора в суд в защиту интересов государства может быть основанием для отмены судебного акта в случае, когда законных оснований для такого представительства явно не было, что свидетельствует о нарушении пункта 3 части 1 статьи 131-1 Конституции Украины.

Поэтому в суде отмечают, что необходимость судебной защиты интересов государства именно прокурором от имени субъекта властных полномочий должна быть обоснована и подтверждена надлежащими доказательствами.

Участие прокурора в судебном процессе в административных судах возможно при условии, помимо прочего, обоснования оснований для обращения в суд, а именно должно быть доказано неосуществление или ненадлежащее осуществление защиты интересов государства в спорных правоотношениях субъектом власти, в компетенцию которого входят соответствующие полномочия, или подтверждено отсутствие такого органа (части 3, 4 ст. 53 КАС Украины, ч. 3 ст. 23 Закона Украины «О прокуратуре»).

Фото: LexInform

x

От халепонька! Ми більше не підтримуємо російськомовну версію сайту. Тому тицяйте на зміну мови, або дивіться архівні матеріали тут. Слава Україні 🇺🇦 Віримо в ЗСУ 💪🏻