Принятие на военную службу по контракту — не основание для увольнения с работы, — ВС

Принятие на военную службу по контракту в особый период не является основанием для увольнения, поскольку на работника распространяются гарантии по сохранению места работы.

Об этом говорится в постановлении Верховного Суда от 20 июня 2018 по делу №323 / 1252/17 (кассационное производство №61-844св17).

Так, апелляционный суд отменил решение местного суда о восстановлении на работе и отказал в иске, отметив, что на момент заключения истцом договора о добровольном вступлении на военную службу частичная мобилизация не проводилась, поскольку закончилась 17 августа 2015, особое положение в Украине не было введено, как не было объявлено и военное положение, а потому требования истца необоснованны. Заключение военного контракта лицом, которое не было призвано на военную службу по мобилизации в особый период, предусматривает сохранение гарантий, определенных ст. 119 КЗоТ Украины.

20 июня 2018, рассмотрев кассационную жалобу истца, Верховный Суд в составе коллегии судей Первой судебной палаты Кассационного гражданского суда не согласился с таким правовым выводом апелляционного суда, отменил его и оставил в силе решение суда первой инстанции. В ВС отметили, что в соответствии с ч. 3 ст. 119 КЗоТ Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву по мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту, в т.ч. путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняется место работы там, где они работали на время призыва.

Из содержания нормы трудового законодательства следует, что для решения вопроса о наличии прав и гарантий, предусмотренных ею, правовое значение имеют виды военной службы, ее основания, сроки действия особого периода, начала и завершения мобилизации, демобилизации и наличие кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности.

Как отмечают в ВС, определение основ обороны Украины и подготовки государства к обороне, порядок и основания призыва на военную службу, условия ее прохождения, правовое регулирование социального и правового статуса военнослужащих определяются законами Украины «Об обороне Украины», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О воинской обязанности и военной службе», «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», указами Президента Украины и другими подзаконными актами.

Из содержания ч. 3 ст. 119 КЗоТ Украины можно сделать вывод, что распространение гарантий сохранения места работы законодатель не ставит в зависимость от вида контракта, а только условие, что такие гарантии предоставляются лицу в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, а именно: во время мобилизации, на особый период.

Итак, по мнению ВС, решений о полной демобилизации всех призванных по мобилизации военнослужащих и перевода всех институтов Украины на функционирование в условиях мирного времени Президент Украины не принимал, что не было учтено судом апелляционной инстанции при вынесении решения.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *