Правительство одобрило концепцию развития гражданского образования


Концепции развития гражданского образования в Украине была принята 3 октября 2018 на заседании Правительства. В условиях внедрения образовательной реформы важно предусмотреть пути, по которым будет проходить развитие гражданских компетенций человека.

Поскольку гражданское образование базируется на общечеловеческих ценностях и способствует формированию здорового общества, оно должно охватить все образовательные уровни — от дошкольного до образования взрослых, — говорится в сообщении Министерства образования и науки Украины.

Документ определяет, что главными задачами гражданского образования являются:

  • правовое образование (поможет человеку понять, как использовать свои права, способствовать пониманию конституционных прав и обязанностей);
  • гражданская активность (поощрять влияние на процессы принятия решений как на общегосударственном, так и на локальном уровне).

Концепция обобщенно фиксирует перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть человек на каждом из уровней образования.

Например, документ определяет, что выпускник школы должен понимать основы здоровой конкуренции, уметь нести ответственность за свои поступки, мирно разрешать конфликты, защищать свои права, отстаивать свою позицию и тому подобное.

Зато, во время учебы в вузе, человек должен усвоить принцип верховенства права. Среди других задач — формирование способности сохранять культурные и научные ценности, а также приумножать их.

Еще с прошлого учебного года мы ввели сквозные содержательные линии в школьных программах для 5-9 классов, одной из которых является гражданская ответственность. В то же время Концепция гражданского образования предусматривает ряд содержательных линий, которые будут постепенно внедряться в учебный процесс. Среди них: медиаграмотность, критическое мышление, волонтерская деятельность, участие в ведении государственных дел, — отметила Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич.

Концепция предусматривает, что принципы гражданского образования должны применяться в различных видах образования — формальном, неформальном, информальном. Так, в формальном образовании гражданские компетентности приобретаются во время учебы в школе или во внеучебной деятельности. Поскольку в неформальном образовании получение компетенций будет проходить во внешкольное время, реализация Концепции будет проходить в сотрудничестве с учреждениями культуры, социальной защиты, отделами туризма, молодежи и спорта. Информальное образование предусматривает условия для гражданской самообразования через включение ее идей в общественные пространства — наполнение библиотек и музеев, парки, скверы и тому подобное.