Что такое индустриальные данные и кто ими владеет?


Екатерина Некит

к.ю.н., доцент кафедры гражданского права НУ «ОЮА», исследователь Юридической Лаборатории (проект «Юрня, дно и нелогичность»)


Вы когда-нибудь задумывались, сколько связанных с вами данных ежедневно поступает в Интернет, и кто в конечном итоге получает выгоду от их использования?

Такой разный Интернет вещей

Интенсивное развитие Интернета вещей порождает много вопросов. Значительная их часть связана с тем, что подключенные к Интернету устройства ежедневно создают огромные объемы информации. Многие из этих данных довольно чувствительны. 

Например, смарт-часы отслеживают физическую активность человека, измеряют сердечный ритм, количество шагов, давление и т. д. На основании таких данных можно с легкостью получить полное представление о здоровье человека.

Такие данные являются особо чувствительными персональными данными и нуждаются в особой защите. В то же время, подключенные к Интернету автомобили ежедневно собирают самую разнообразную информацию – от трафика, заторов на дорогах, состояния дорог до любимых маршрутов и ​​привычек владельца машины. 

Часть из этих данных –персональные, однако другая часть очевидно не так тесно связана с конкретным физическим лицом. Если такие данные могут быть отделены от конкретного физического лица и деперсонифицированы, они вполне могут быть использованы для самых разнообразных целей. 

Например, такая информация может использоваться другими людьми – для понимания оптимальных маршрутов. Производителями смарт-устройств – для совершенствования продуктов своего производства. Государственными структурами – для улучшения состояния дорог и ситуаций на дорогах (может быть, чрезмерно оптимистично для нашей страны, но не исключено) и т.д. 

Поэтому. в последнее время все чаще говорят о необходимости различать в сфере Интернета вещей разные категории данных: персональные данные, неразрывно связанные с человеком, и индустриальные данные – данные, которые могут быть деперсонифицированы.

Тонкая грань

Первый вопрос, который возникает в отношении индустриальных данных – как их отделить от персональных данных. Превращение персональных данных в индустриальные происходит путем анонимизации, псевдонимизации, токенизации, фильтрации, маскировки и подобных техник. 

Данные, прошедшие процедуру деперсонификации и анонимизации, вполне могут функционировать как индустриальные данные. Кроме того, есть категория персональных данных, которая даже не требует особой обработки, направленной на отделение данных от личности. 

Это, например, данные GPS, IP адресов и тому подобное. В некоторых странах (например, в Австралии) признается, что IP адрес в большей степени состоит из метаданных, а к метаданным не применяются по умолчанию нормы по защите приватности.

Какие права возникают на индустриальные данные?

При выделении отдельной категории информации неизбежно возникает вопрос о ее правовом режиме. К индустриальным данным пробуют примерять режимы права интеллектуальной собственности или персональных данных. Однако, в этом случае, ни та, ни другая концепция неприменима. 

Во-первых, индустриальные базы данных не имеют ничего общего с креативностью и творческим характером, поэтому не могут регулироваться положениями об авторских правах. Такие данные генерируются многочисленными сенсорами, которые наблюдают и записывают мельчайшие детали глобальной потребительского цепи. 

Кроме того, современное авторское право не признает возможности защиты объектов, созданных не человеком, а умными устройствами/искусственным интеллектом.

Во-вторых, такие данные не имеют ничего общего с персональной информацией, поскольку просто отражают функциональность устройств, то, как машины, сети, системы, устройства и информация взаимодействуют друг с другом и выполняют свои задачи.

Если индустриальные данные не подпадают под положения о защите авторских прав или персональных данных, какие же правовые нормы могут быть к ним применены? В последнее время, все чаще говорят о том, что такая информация может регулироваться положениями о праве собственности (если уж она имеет очевидную ценность и на нее существует спрос). Отмечается, что «право собственности на данные, как персональные, так и сгенерированные машинами, является ядром основанной на данных экономики». 

Об этом говорят не только исследователи, но и известные политики, которые все больше склоняются к закреплению такого подхода на законодательном уровне. Например, в марте 2017 года, канцлер Германии Ангела Меркель выступила с заявлением о том, что сегодня важно создать во всех европейских странах схожие подходы в отношении «права собственности на данные». Она отметила устойчивую взаимосвязь положений о праве собственности на данные с инновационным потенциалом и международной конкурентоспособностью Германии и европейской экономики. В связи с этим, канцлер заявила, что есть необходимость в разработке законов о праве собственности на данные во всей Европе в ближайшее время и в очень понятной форме.

Следуя призыву канцлера, федеральный министр транспорта и цифровой инфраструктуры Германии предложил новый закон, основные положения которого сводились к следующему. Во-первых, данные должны иметь такой же правовой статус, как и материальные блага, чтобы обеспечить возможность иметь данные в собственности физических или юридических лиц. 

Во-вторых, данные должны принадлежать лицу, которого они касаются. Если пользователь против использования персонализированных данных, обработка данных должна быть анонимизованной и псевдонимизированной. Также пользователям должно быть предоставлено право на отзыв своих данных. 

В-третьих, люди должны иметь возможность принимать сознательные решения в отношении использования их данных. Для этой цели все поставщики услуг и производители продуктов должны гарантировать прозрачность информации о частоте сбора данных, а также об использовании и раскрытии таких данных. 

В-четвертых, публичные данные должны считаться открытыми данными. Все неперсонализированные данные, собранные государством, должны быть открытым ресурсом.

Кому принадлежат индустриальные данные?

Важнейшим вопрос, связанный с индустриальными данными, –кому такие данные должны принадлежать. Сегодня активней всего обсуждается вопрос о принадлежности данных, собранных умными машинами (подключенными к Интернету). Так, Ангела Меркель, говоря о праве собственности на индустриальные данные, отметила, что очень важно решить вопрос о разграничении прав на такие данные между производителями машин и разработчиками программного обеспечения. 

Кроме производителей продуктов и разработчиков программного обеспечения, в праве собственности на индустриальные данные могут быть заинтересованы также конечные пользователи смарт-машин (которые, очевидно, хотят, чтобы данные об их локации и поведении за рулем не были известны другим). Также компании по предоставлению услуг по навигации и телекоммуникации (поскольку данные, полученные от смарт-машин, могут помочь им усовершенствовать сервис).  Страховщики (которые заинтересованы в понимании степени ответственности водителей), государственные структуры (которые могут повлиять на оптимизацию трафика), маркетологи (которые могут использовать полученные данные для оптимизации рекламы по маршрутам или на обслуживающих станциях).

До решения этого вопроса на законодательном уровне еще далеко. Поэтому на сегодняшний день вопросы прав на индустриальные данные улаживаются на уровне контрактов. Например, в инструкции к автомобилю Хонда производитель указал, что транспортное средство оснащено устройствами, фиксирующими данные. Такие устройства фиксируют использования переднего ремня безопасности, наличие пассажира на переднем сиденье, факт срабатывания подушки безопасности и тому подобное. Такие данные принадлежат владельцу транспортного средства, и не могут быть доступными другим лицам, кроме случаев, если они истребованы в соответствии с законом или с согласия владельца средства. Поскольку инструкция к транспортному средству считается частью контракта между производителем и покупателем транспортного средства, это положение можно считать урегулированным договором. 

Такой подход иллюстрирует, что право собственности на индустриальные данные может быть предоставлено конечному потребителю, тогда как третьи лица будут иметь доступ к таким данным для четко определенных целей. Например, в случае дорожно-транспортного происшествия законом должна быть предусмотрена возможность для регуляторов, следователей, страховщиков истребовать и получить доступ к хранимым данным.

__
Редакция может не разделять точку зрения авторов в разделе «блоги».

x

От халепонька! Ми більше не підтримуємо російськомовну версію сайту. Тому тицяйте на зміну мови, або дивіться архівні матеріали тут. Слава Україні 🇺🇦 Віримо в ЗСУ 💪🏻