ДОНБАСС: СЖЕЧЬ МОСТЫ v. СКЛЕИТЬ ГОРШКИ

Владислав Цукуров, судья 

Возможно, уже скоро люди, получающие социальные выплаты и пенсионеры Донбасса перестанут жаловаться на те круги ада, которые им приходится преодолевать для получения причитающихся средств.

Недавно в Ukrainian Institute for the Future состоялась презентация проекта Закона Украины №6400 «О временно оккупированной Российской Федерацией территории Украины» (народного депутата Оксаны Сыроид и других).

Вот так, например, выглядит статья 9 данного законопроекта:

«Статья 9. Социальное и пенсионное обеспечение гражданского населения на временно оккупированной территории

До окончания временной оккупации Государство Украина НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ социальное и пенсионное обеспечение лиц, проживающих на временно оккупированной территории».

То есть, если вы проживаете на не контролируемой украинской властью территории, то не можете рассчитывать ни на социальное, ни на пенсионное обеспечение в принципе. Согласно преамбуле законопроекта, логика такова: в соответствии с международным правом, РФ, как государство-оккупант, эффективно контролирующее эти территории, обязано обеспечить там соблюдение основных прав человека.

Статья 5 проекта возлагает на РФ обязанность обеспечивать права гражданского населения согласно Гаагской и Женевской конвенциям, в частности: обеспечивать продуктами питания, медикаментами, приютом; создавать условия для поступления гуманитарной помощи; гарантировать запрет посяганий на жизнь и здоровье человека; обеспечивать неприкосновенность частного и государственного имущества; не принуждать население к службе в рядах вооруженных сил РФ; соответственно, возмещение материального и морального вреда за нарушение обязательств возлагается, на РФ.

Кроме того, согласно статье 17 документа, на временно оккупированную территорию запрещается перемещение не только товаров военного назначения или двойного использования (например, строительных материалов), но и подакцизных товаров. То есть, в случае принятия этого закона, вы уже не сможете передать или провезти туда ни бутылку горилки, ни пачку сигарет, ведь они фактически будут приравнены к оружию.

А статья 18 вообще запрещает перемещение товаров (работ, услуг) из оккупированной территории, кроме личных вещей граждан, определенных в Таможенном Кодексе. Ну а граничные суммы перемещения денежных средств, устанавливаются КМУ.

Физическим же лицам будет разрешен вывоз ЛИЧНЫХ вещей из временно оккупированной территории НЕ ЧАЩЕ ОДНОГО РАЗА В ГОД в порядке и объёмах, также определяемых КМУ.

Кроме того, статья 15 документа содержит ЗАПРЕТ ВЪЕЗДА на оккупированную территорию судьям, прокурорам, государственным служащим категорий «А» и «Б», должностным лицам органов местного самоуправления.

Ну а согласно статье 20, подсудность дел судов, размещенных на оккупированной территории, определяет Высший Совет Правосудия по представлению Государственной судебной администрации с учетом географической приближенности. Так что в действующих с 2014 года правилах территориальной подсудности таких дел возможны изменения.

Данный проект содержит еще достаточно много статей, вызывающих как положительные, так и отрицательные оценки. Безусловно, необходимость принятия одного законодательного акта, определяющего правовой режим оккупированной территории и регулирующего все вытекающие из этого вопросы – очевидна. Однако, в данном документе, как мне показалось, есть нормы, логику которых трудно понять.
Не дал четких объяснений во время презентации на соответствующие вопросы и народный депутат — один из его авторов. Полагаю, того лишь аргумента, что идет война за независимость, тут недостаточно. Ведь кроме этого, Украина борется за территории и людей (хотелось бы в это верить). Ну а люди не должны делиться на электорат и не электорат.

Также отмечу, что в качестве альтернативных в парламент были внесены и обсуждались с их авторами на презентации еще два законопроекта:

«О временно оккупированных Российской Федерацией и временно неподконтрольных территориях Украины в результате вооруженного конфликта с использованием террористических группировок, которые получают поддержку извне» (народного депутата Натальи Веселовой).

«О временно оккупированной Российской Федерацией территории Украины» (народного депутата Мустафы Найема).

Эти законопроекты все же гарантируют людям, проживающим на неконтролируемой украинской властью территории, право на получение социальных выплат и пенсий, которое реализовывается в специальном порядке. По целому ряду других критериев, законопроекты Веселовой и Найема также выглядят наиболее гуманными и социально ориентированными. Может быть потому, что «защита прав человека» для этих депутатов не пустой звук. Ведь Наталья до мая 2014 года работала в управлении труда и социальной защиты в Донецке, а среди авторов законопроекта Мустафы есть ребята из ГО «Восток-SOS» и ГО «Крым-SOS». Позиции, высказанные этими депутатами в свете международного гуманитарного права, внушают некоторый оптимизм. Пожелаем же им удачи.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *