10 советов, которые помогут юристу избежать нарушения этических норм в социальных медиа

Социальные медиа уже прочно закрепились в нашей жизни — они используются и как источник новостей, как быстрый канал передачи личной информации, способ общения, и удобная площадка для рекламы своих товаров, услуг или своего личного бренда.

И вы, вероятно, один из тысяч юристов, который уже давно и часто пользуется социальными сетями Facebook, Twitter, Telegram, LinkedIn или другими, чтобы расширить свое профессиональное присутствие в безграничном цифровом пространстве. Однако как представителю юридической профессии, стоит помнить об этических нормах, определенных рамках, в которых юрист или адвокат должен осуществлять свою профессиональную онлайн-деятельность или даже делиться своими личными данными, впечатлениями, информацией.

Какая грань между профессиональной этикой адвоката в сети и общением за пределами интернет-пространства? Для освещения этого вопроса Американская ассоциация адвокатов подготовила 10 советов адвокатам, которые помогут им избежать нарушения этических норм при использовании социальных медиа.

Справка. Американская ассоциация адвокатов (англ. American Bar Association, ABA) — национальное объединение юристов США.

Среди своих основных целей, организация декларирует создание нормативов юридического образования для профильных вузов и разработку этических стандартов для юристов разных специализаций.

1. Помните, что профили и посты в соцсетях могут признать рекламой

Реклама юридических услуг не ограничивается модулями в «глянце», на щитах, ТВ или радио. Во многих судебных округах США персональные сайты юристов или юридических фирм считаются рекламой. А поскольку профили в социальных медиа по своей природе тоже относятся к сайтам, то и они могут стать площадкой для рекламных объявлений.

Существует и судебная практика. Например, Верховный Суд штата Флорида недавно обновил закон о рекламе, в котором прописано, что на контент сайта юриста и юридической фирмы распространяются многие ограничения, применяемые к другим традиционным формам рекламы.

Также и в украинском законодательстве, в частности в Правилах адвокатской этики, прописаны правила и требования к рекламированию своих услуг адвокатами. Об этом нужно помнить, публикуя тот или иной пост. Да и вообще, тот факт, что ваш потенциальный клиент может просматривать ваш профиль в социальной сети, составляя определенное впечатление не только о вас как личности, но и как профессионале, должен стать фильтром вашей активности в соцсетях.

2. Избегайте ложных или вводящих в заблуждение постов / комментариев

Запрет на создание ложных или вводящих в заблуждение заявлений — один из базовых принципов кодекса этики в Американской ассоциации адвокатов. Он касается общения с клиентами, третьими лицами, СМИ. Этот принцип, по мнению ААА, должен распространяться и на соцсети и сайты. Комиссия по этике из Каролины пришла к выводу, что адвокаты должны внимательно следить за тем, чтобы на сайтах с сервисом «консультация», ответы на вопросы пользователей публиковали только адвокаты.

Хотя адвокаты уже знают, как важно не забывать о самоцензуре при создании страницы и ее наполнении, встречаются и типичные ошибки. Например, указывая в профиле свой статус адвоката, человек может даже и не подумать, что для публики он становится (автоматически) «специалистом» и «экспертом». Однако, согласно профессиональным кодексам этики во многих штатах, адвокатам запрещено использовать термин «эксперт» как характеристику своей деятельности.

3. Избегайте навязывания юридических услуг через свои аккаунты

В Кодексе профессиональной этики ААА есть пункт о запрете саморекламы и использования персональных страниц в соцмедиа для корыстных целей. Безусловно, есть и исключения. Например, адвокат может посоветовать юридические услуги своим коллегам, членам семьи, людям, с которыми он уже общается как профессионал и которые обращаются к нему именно за этим. В данном случае речь идет именно о навязывании услуг, агрессивной саморекламе. Например, рассылке «приглашений в друзья» на Facebook с текстом соответствующего характера, вроде: «я — адвокат, предлагаю свои профессиональные услуги».

ААА допускает возможность использования для удобства и эффективного оповещения пользователей об услугах, рассылку по базе заинтересованных в ней друзей в сети LinkedIn. Однако речь не идет о всех пользователях этой соцсети.

4. Не разглашайте конфиденциальную информацию или сведения, составляющие профессиональную тайну

Социальные медиа создают потенциальный риск раскрытия (случайно или намеренно) конфиденциальной информации или сведений, составляющих профессиональную тайну. Например, о текущих или бывших клиентах. Адвокаты обязаны защищать служебную информацию и на своих персональных страницах в соцсетях в том числе.

Адвокаты обязаны следить за тем, что, как и где они комментируют.

Особенно осторожно следует относиться к изложению любой информации, которая хоть как-то связана с их профессиональной деятельностью. Ни о какой «небрежности» или «написал просто так, чтобы поддержать разговор» не может быть и речи. Кстати, в разряд конфиденциальной информации входит и использование географических меток в сообщениях или фотографиях. Они могут случайно раскрыть местонахождение клиента и его бизнеса.

5. Не путайте «дружбу» с судьями в соцсетях и в реальности

Обычное дело, когда в реальной жизни (не онлайн) адвокаты и судьи встречаются, общаются и иногда становятся друзьями. Эти профессиональные и личные отношения должны учитывать этические ограничения. Собственно, с онлайн-коммуникациями все то же самое.

В разных странах существуют свои кодексы профессиональной этики судей. По мнению ААА, судья вправе общаться с адвокатами в соцсетях, однако, учитывая требования к этике поведения в каждом конкретном случае. В США, в штате Флорида, Комиссия по этике пришла к выводу, что судья не может стать другом адвоката в Facebook. По мнению авторов этого пункта, онлайн-дружба может повлиять на судью. И, если так случилось, что у судьи, который рассматривает дело, в «друзьях» защитник, который представляет сторону, то он должен взять самоотвод.

6. Избегайте коммуникаций с другими сторонами судебного процесса

Если в Украине такое общение вполне допустимо и даже привычно, то согласно Кодексу этики ААА, адвокату запрещено общаться с человеком, которого адвокат знает, без согласия на то лица, которое его представляет. Этот запрет распространяется на секретарей, помощников юристов, частных детективов и других лиц, действующих от имени представителя второй стороны.

7. Избегайте обращения к третьим лицам в рамках работы над своим делом

Этот совет отражает позицию защиты третьих лиц от недобросовестного поведения адвоката. Это важно, когда адвокаты используют социальные медиа, чтобы получить информацию от посторонних свидетелей. Информацию, которая может быть полезна в судебном деле. Если информация о третьих лицах публичная, то это честно. Если информация защищена настройками конфиденциальности, то на поведение адвоката накладываются этические ограничения.

8. Остерегайтесь обещаний потенциальным клиентам через соцсети

Общение между адвокатом и клиентом часто выходит за рамки личных встреч. Однако ААА предостерегает адвокатов от общения в соцсетях с потенциальными клиентами. По мнению Ассоциации, это может привести к непреднамеренным этическим обязательствам адвоката перед клиентом еще до начала работы над судебным делом.

9. Откажитесь от резонансных заявлений

Социальные медиа — публичная площадка. Ваш пост или комментарий прочтут десятки, сотни, тысячи людей по всему миру. Публикуя или комментируя что-то, адвокат должен быть уверен в своих словах. В том числе и в том, что он не откажется от них и в реальности.

Не комментируйте то, что находится за пределами вашей компетенции, советуют в ААА. Старайтесь также не комментировать дела, в которых не участвуете!

10. Будьте осторожны с отзывами, рекомендациями

Многие социальные сети (например, LinkedIn) предлагают оставлять комментарии и рекомендации, голосовать за коллег или потребителей, повышая их рейтинги. В некоторых штатах запрещено или ограничено использование таких функций соцсетей.

Несмотря на риски, связанные с использованием социальных медиа, которые были указаны выше, возможности этих площадок помогают представителям юридической профессии способствовать повышению компетентности граждан в вопросах права и увеличению доверия к адвокатуре и юридической профессии в целом. Еще один плюс — это доступность юридических услуг возможность проконсультироваться у специалиста.

Просто не забывайте, что соцмедиа давно выросли от «чатика, чтобы отвлечься от работы» к серьезному инструменту для общения и продвижения услуг. Впоследствии судебная практика накопит достаточно прецедентов для формирования конкретных правил поведения.

Источник: Business Law Today

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *